Отец Стефан: «Милосердие — в природе Божией…»

Советская власть пресекала дела милосердия строжайшим запретом. Даже церковные богослужения не столь сурово преследовались, как благотворительность. Действительно, молись, кто мешает: храм закрыли – дома молись, домашние противятся – в душе молись!.. Но стоило организовать какую-то акцию во имя Христа – да хоть простой обед – начинались серьезные неприятности. Почему?..

— Потому что тогда весь мир поверил бы во Христа, потому что подлинное христианство в этом!- восклицает отец Стефан. Настоятель храма Рожества Христова в Митино, протоиерей Стефан Жила. Вопрос о современном социальном служении заставил батюшку углубиться в историю и вспомнить безбожные времена.
— Ведь как рассуждали: пусть они там, в церкви, молятся — для себя молятся, а дела милосердия — это уже для других. И уже те — другие, будут благодарить их, благодарить Бога. Те, другие, увидят: вот христиане, вот христианство — оно есть, оно живое, оно всех влечет к себе! Ведь чем человек привлекается? Любовью. И добротою, и милосердием.
Милосердие – это природа Божия. Сама мысль Бога о спасении мира есть проявление Его любви и милости к роду человеческому. Человек, творение Божие, получивший закон и возможность жить по закону, преступает закон — погружается во всякую греховность, за что достоин наказания и суда. И вдруг, вместо этого суда и наказания, — на него изливается океан милости Божией. За что? Почему?.. Вот такой Бог по природе. Он не судит, хоть имеет права судить, а спасает.
Милосердие – суть христианства. Потому что Основатель христианства, Спаситель наш, спасает, милосердствуя к нам. Были мы во грехах — мы погибали; получили спасение – мы спасаемся, нам хорошо. Но Кто-то же дал нам это спасение. Кто? Христос. Отдал жизнь, принял крест и смерть во искупление нас. Вот проявление Его любви, смирения, милости. Причем, милости жертвенной, беспредельной Божьей жертвы, которая спасает человечество — жертвы любящего и на кресте страдающего нашего Господа.
Понимая это, мы углубляемся в самую суть нашей веры, и она рождает в нас те же чувства, что и во Христе. Высказанный призыв апостола Павла к подражанию Христу мы находим в житиях святых. Вспоминаем — преподобный Феодосий Печерский, праведник, подвижник. Ночью перемалывает зерно и разносит по кельям братии, чтобы те, проснувшись утром, обнаружили у своей келии мисочку муки, да испекли бы себе лепешечку. Зачем он это делает?.. А он не может иначе: христианская суть в нем присутствует и выливается в милость, в милосердие к братьям, к ближним, к братьям по вере, к братьям по службе.
Человек, если он христианин и ученик Христа, чувствует себя частью Его Церкви. Ведь что такое Церковь? Это все сообщество верных, благодатью объединенных во Христе, это Тело Христово. И глава этого объединенного Церковного Тела – Сам Христос. А мы — Его Тело. То есть Он не существует вне нас, Его Тело – это мы, верные, верующие. Он слился с нами Церковью Своей. Он познается через Церковь, Он открывается через Церковь, действует через Церковь. А верующий должен понять – я кирпичик такого вот здания Церковного, или член Тела Церковного, живой член, одушевляюсь силой Христовой, составляю Церковь, выполняю какую-то функцию в ней. Кто у престола стоит, кто поет, кто храм прибирает — мы все делаем то дело, которое Христос, как глава, положил нам делать.
— Но сегодня для многих участие в жизни Церкви ограничивается присутствием на Литургии. Разве этого недостаточно? Далеко не каждый имеет какое-нибудь конкретное поручение в храме…
— Знаете, в древней церкви прихожане не были таким отстраненным элементом. В церкви есть клир – это служители, и есть лаос – народ. И вот лаос, народ, прихожане раньше не только выдвигали кандидата в священника, но принимали участие в чине рукоположения – это народ, а не хор должен пропеть: достойный – «аксиос, аксиос, аксиос». То есть это была очень активная церковная единица. Не просто: уверовал — крестился и домой пошел. Они понимали, что они в Теле Церкви, тут спасаются, тут живут. Как апостол Павел пишет: «кто вы были раньше? Вы были заблудшие, безбожники, а теперь — сограждане святым и – свои Богу, Божьи дети и наследники Божии». Какой-то раб безродный, еще вчера не имевший ничего кроме своих цепей, вдруг осознает, что его призвал не кто-нибудь — а сам Бог, по Своей милости! И дал не что-нибудь – а само Царствие Небесное. Да он теперь для Бога – все готов сделать, жить будет только для Бога и ради Бога! Каждый христианин чувствовал это.
Сегодня мы крестим или младенцев, которые еще не способны ничего понять, или взрослых, которым надо получить от церкви что-то, хотя им тоже непонятно что именно. «Ну, что-то же, наверное, есть, чего не христианин, лишен – значит, следует окреститься», — так они рассуждают. Редко бывает, чтоб человек шел в христианство осознанно. Многие, конечно, очень многие, большинство остаются, так сказать, на окраине Церкви, на подступах к Церкви – они, действительно, при-хожане, даже — за-хожане. Заходят в церковь, приходят в церковь, но не живут в Церкви, не живут они Церковью.
Павел восклицал: «не я живу — живет во мне Христос!» Потому что он живет для Христа, он не имеет ничего и ему ничего не надо вне Христа. А что есть вне Христа? Грех и смерть, еще что — идолопоклонство. А во Христе – спасение и жизнь вечная. Когда христианин это осознает, он становится живым членом Церкви.
Есть такое послание Павла — к Филимону. Удивительное, там полстранички всего. Павел пишет Филимону: от тебя сбежал раб; он у тебя, может, наделал чего, плохого, а встретил меня и я обратил его к вере. И он оказался таким способным, что не только тебе, но и мне теперь нужен. Если ты сочтешь возможным вернуть его ко мне, то верни. Я его посылаю к тебе, ибо он от тебя сбежал. Прими теперь его не как раба, а как брата твоего. Может, он украл, разбил или что сделал – не казни. Совсем другой человек идет к тебе: раньше был раб, язычник, теперь — христианин! Вот как вера меняет человека.
Каждый человек должен понять себя. Если ты христианин – пойми, что такое твое христианство. Крестик на шее носишь – это внешний признак. Молитовки читаешь – это средство, которое приближает к Богу. А реальностью будет – Причастие, участие в Таинствах Церкви и участие в жизни Церкви, в делах любви и милосердия, которые в данном приходе развиваются. Вера без дела мертва. И бесы веруют и трепещут Божьего суда. А христианин не трепещет — потому что знает, что любящий Господь любит и милует милостивых.
— А какое из направлений социальной работы выбирают прихожане вашего храма?
— На днях я получил несколько записок с телефонами желающих собрать группу добровольцев. По каким адресам отправится наша новая группа, мы сейчас решаем.
У нас есть комплекс социальных жилых домов, который мы окормляем — это пенсионеры, старики. Материально они не нуждаются, уход за ними есть — они нуждаются в душевном общении, в духовной поддержке, в церковных мероприятиях. Как и пенсионеры в центре социального обслуживания на Дубравной. Мы приходим туда с часовой беседой – катехизаторской — но они не отпускают и после беседы. Что радостно, конечно. Случается бывать и в изоляторе «Матросская тишина».
Но главная наша работа – это, несомненно, дети. В 90-х годах, когда возобновлялась деятельность храма, настоятель о. Алексей Грачев собрал вокруг себя молодежь. Сам отец Алексей – человек очень интересный был, врач-педиатр, композитор-песенник. Община его обожала и внушаемый батюшкой подвиг многодетства молодые семьи приняли с редкостным послушанием. Прошло 20 лет – там, где были сельские поля, сейчас отстроилась деревня таунхаусов для многодетных. По 6-7 детей в семье. Поэтому у нас и воскресная школа есть, и театр при ней, и совершенно уникальная Алексеевская дружина для юных казаков, и Молодежный клуб для любителей острых интеллектуальных дебатов. Каждая из этих структур достойна отдельного рассказа. И хотя места нет – ютимся в доме притча, — все объединения развиваются живо и органично.
У нас на приходе особая паства – молодежь и люди среднего возраста. На каждой Литургии на Причастии – просто птичник: кричат, галдят, рты открывают, давай, корми, батюшка! Чадородием спасаемся.

Беседовала

Людмила Папилова