I. Заметка из «Московских церковных ведомостей» 1890 года о закладке каменного храма

Московскiя церковныя вҍдомости, 1890-й г., № 32, с. 395.

ИЗВѢСТIЯ И ЗАМѢТКИ
ЗАКЛАДКА ХРАМА.

23 iюля въ селҍ Рождественҍ, Московскаго уҍзда, была совершена закладка новаго, трехпрестольнаго, каменнаго храма. Въ построенiи новаго, болҍе обширнаго храма, вмҍсто малаго деревяннаго, чувствовалась давно необходимость, но недостатокъ средствъ, для сего собранныхъ, устрашалъ начать дҍло, много превышающее средства. Наконецъ по изволенiю Божiю, хотя со слабыми средствами, но съ крҍпкою вҍрою въ помощь Божiю, строители рҍшили приступить къ постройкҍ. Прихожане съ радостiю встрҍтили вҍсть о постройкҍ храма, и рҍшили всҍми силами помогать, и деньгами и натурою, какъ-то подвозить даромъ нужные матерiалы. Сверхъ чаянiя явились уже и крупные благотворители, какъ изъ своего прихода, такъ и изъ другихъ мҍстъ. Одни жертвуютъ довольное количество кирпича, иные цемента, другiе обҍщаются покрыть на свой счетъ храмъ. И вотъ 22 iюля сдҍлана торжественная закладка новаго храма. Для сего было приглашено окружное духовенство и изъ Москвы дiаконъ и пҍвчiе. Всенощное бдҍнiе совершалъ мҍстный священникъ А. А. Терновскiй съ 4 священниками и 2 дiаконами, а литургiю мҍстный благочинный С. А. Никольскiй съ 8 священниками и 4 дiаконами. Въ причастный стихъ настоятель произнесъ слово «о значенiи храма для христiанина», просилъ при этомъ у прихожанъ вниманiя, усердiя къ его построенiю. По окончанiи литургiи, съ крестнымъ ходомъ, всҍ священнослужители и прихожане отправились на закладку храма. Набралось много народа изъ ближнихъ и дальнихъ селенiй и большинство его со слезами просили Божiей помощи, дабы сiе великое и трудное дҍло Господь благословилъ, въ конецъ благiй привести, и въ устроенномъ уже храмҍ, молитвы благодаренiя принести сподобилъ. По окончанiи закладки дiакономъ М. В. Терновскимъ было провозглашено многолҍтiе: Государю Императору и всему Царствующему Дому; Святҍйшему Синоду и Московскому Митрополиту; ктиторамъ, основателямъ, соорудителямъ и всҍмъ прихожанамъ новоустрояемаго храма. Церковный староста Ефремъ Ивановъ, старецъ, украшенный сҍдинами и уже пятое трехлҍтiе трудящiйся для храма въ должности ктитора, предложилъ, по русскому гостепрiимству, труждающимся и служащимъ хлҍбъ-соль. Такъ окончилось первое торжество, въ ожиданiи другаго, болҍе полнаго торжества, имҍющаго быть при освященiи храма.

М. Т.

II. Заметка из «Московских церковных ведомостей» 1896 года об освящении приделов

Московскiя церковныя вҍдомости, 1896-й г., № 36, с. 472–473.

Изъ села Рождествена, Моск. уѣз.
Освященiе придѣльныхъ храмовъ.
(Корреспондеіція).

Съ разрѣшенія Епархіальнаго Начальства, 11-го числа августа мѣсяца въ селѣ Рождественѣ, на Сходнѣ, Московскаго уѣзда, съ особенною торжественностію было совершено освященіе двухъ престоловъ во вновь устроенномъ каменномъ храмѣ.
Начатый строеніемъ лѣть семь тому назадъ на новомъ мѣстѣ, вмѣсто однопрестольнаго ветхаго деревяннаго храма, новый трехъ-престольный, прекрасной архитектуры, довольно обширный храмъ своимъ настоящимъ положеніемъ вполнѣ обязанъ энергіи и неусыпной заботливости мѣстнаго священника о. Терновскаго.
При весьма ограниченныхъ средствахъ, при бѣдности прихожанъ немыслимо было построить храмъ въ томъ видѣ, въ какомъ онъ состоить въ настоящее время. Быль годъ, когда, за недостаткомъ средствъ, совсѣмъ прекратилась его постройка и не было никакой надежды на ея окончаніе. Помощь явилась оттуда, откуда менѣе всего ожидали. О. Терновскій съумѣлъ расположить въ пользу храма человѣка посторонняго, хотя и близкаго сосѣда, но изъ чужаго прихода.
Благотворитель, нежелающій, по своей скромности, открывать даже своего имени, одинъ принялъ на себя всѣ расходы по сооруженію храма. Благодаря его щедрымъ пожертвованіямъ, новый каменный храмъ сооруженъ вполнѣ и отдѣланъ, какъ снаружи, такъ и внутри (кромѣ главнаго холоднаго храма), съ подобающимъ святынѣ благолѣпіемъ *); имъ же пріобрѣтенъ и новый, довольно значительный по вѣсу, колокольный звонъ.
Для освященія придѣловъ, по желанію благотворителя, было приглашено десять постороннихъ священниковъ и шесть діаконовъ съ хоромъ пѣвчихъ г-на Знаменскаго. Передъ раннею литургіею о. настоятелемъ Терновскимъ съ четырьмя священниками было совершено освященіе лѣваго придѣла во имя Святителя и Чудотворца Алексія, митрополита московскаго; а передъ позднею литургіею мѣстнымъ о. благочиннымъ Никольскимъ съ пятью священниками освященъ правый придѣлъ во имя Св. Пророка Иліи. Въ свое время о. Терновскимъ было произнесено приличествующее торжеству поученіе. По окончаніи поздней литургіи, тѣмъ же о. благочиннымъ съ десятью священниками быль совершенъ молебенъ Св. Пророку Иліи съ провозглашеніемъ обычнаго многолѣтія. Такое рѣдкое торжественное служенiе собрало въ храмъ множество народа.
Освященiе главнаго престола въ честь Рождества Христова, за неготовностiю, отложено до слѣдующаго года.

*) Иконы въ иконостасѣ писаны А. Д. Лебедевымъ.

III. Заметка из «Московских церковных ведомостей» 1898 года об освящении основного храма

Московскiя церковныя вҍдомости, 1898-й г., № 37, с. 503–504.

Изъ с. Рождествена (Московскаго уѣзда).
(Освященiе храмовъ).
(Корреспонденцiя).

23-го августа въ селѣ Рождественѣ, на Сходнѣ, Московскаго уѣзда, въ 6-ти верстахъ отъ станціи Химки Николаевской ж. д., происходило двойное торжество. Съ разрѣшенія преосвященнѣйшаго Нестора, епископа Дмитровскаго, были освящены старый деревянный храмъ въ честь Рождества Христова и новый большой каменный трехпрестольный храп также въ честь Рождества Христова.
Торжество началось съ вечера 22-го августа. Въ 6 часовъ былъ благовѣстъ ко всенощному бдѣнію, которое одновременно было совершено въ двухъ храмахъ — въ старомъ и въ новомъ. 23-го августа въ 6 часовъ утра началась ранняя обѣдня и малое освященіе стараго храма. Освященіе совершали и служили литургію священники с. Павшина о. В. Никологорскій с. Спасскаго-Тушина свящ. о. В. Друговъ при діаконѣ церкви московской Практической Академіи Григоріѣ Діаконовѣ и пѣніи хора крестьянъ деревни Мишина. Въ 9 часовъ началось освященіе главнаго каменнаго храма въ честь Рождества Христова. Чинъ освященія и літургія были совершены мѣстнымъ благочиннымъ свящ. С. А. Николъскимъ, съ настоятелемъ храма священникомъ А. Терновскимъ, села Ангелова священникомъ Холмогоровымъ, с. Матвѣевскаго, Подольскаго уѣзда, священникомъ А. Терновскимъ при діаконѣ Страстнаго монастыря Щедровѣ и хора пѣвчихъ С. М. Знаменскаго. За богослуженіемъ о. Терновскимъ было сказано приличествующее торжеству слово.
Нужда въ постройкѣ новаго храма ощущалась уже давно. Деревянный приходилъ въ ветхость, къ тому-же онъ былъ очень невмѣстителенъ, и въ большіе праздники народъ стоялъ на улицѣ. Неудобство этого послѣдняго обстоятельства особенно было ощутительно зимою: службу за дверями храма плохо было слышно, да и опасно стоять долгое время на улицѣ съ открытой головой, и въ церкви немногимъ лучше — вверху паръ, а въ ноги несетъ холодъ. Иниціатива построенія храма и приведеніе ея въ исполненіе принадлежить мѣстному священнику о. Александру Терновскому. Поступивъ въ с. Рождествено въ 1888-мъ году, онъ скоро увидалъ главную нужду своихъ прихожанъ и рѣшилъ ей помочь, но церковная касса, въ количествѣ только 8.400 р., заставила его отсрочить исполненіе своего рѣшенія и подумать объ изысканіи нужныхъ средствъ на это большое дѣло. Но приходская нужда все болѣе и болѣе заставляла себя чувствовать, и вотъ о. Терновскій 1-го января 1890 года созываетъ своихъ прихожанъ на общій церковный сходъ и высказываетъ имъ свои мысли. Прихожане съ радостію принимаютъ мысль своего пастыря о построеніи новаго каменнаго храма, но, по своей бѣдности, деньгами помочь не могутъ, а составляютъ приговоръ о безплатномъ подвозѣ матеріала въ продолженіе всей постройки. Было выбрано удобное мѣсто, выработанъ планъ, и храмъ былъ заложенъ съ разрѣшенія Владыки Митрополита Іоанникія 22-го іюля 1890-го года. Начатое дѣло о. Терновскій продолжалъ со свойственнной ему энергіей молодаго человѣка. Неоднократно являлись препятствія, кажущіяся непреодолимыми, и только твердая вѣра въ помощь Божію поддерживала энергію молодаго батюшки. Было, напр., время, когда церковныя деньги и пожертвованія московскихъ благотворителей были истрачены, мѣстныя средства использованы, матеріала не стало, работы должен были остановиться. О. Терновскій не падалъ духомъ, а по-немногу продолжалъ изъискивать средства, такъ что работы пошли хотя и не бойко, но и не останавливались. Наконецъ онъ, пригласивъ двухъ почетныхъ прихожанъ, отправлается (уже не въ первый разъ) къ сосѣду фабриканту г. Сувирову и убѣждаетъ его помочь бѣдному храму, не дать рабочимъ уйти прежде времени. Г-нъ Сувировъ жертвуетъ матеріала на 1000 рублей, чтобы дотянуть дѣло до осени. Черезъ день онъ присылаетъ извѣстiе, что всѣ работы вчернѣ беретъ на себя. Въ 1891-мъ году храмъ былъ оконченъ вчернѣ. Спустя нѣкоторое время благотворитель, г. Сувировъ, взялъ всѣ издержки и по внутреннему устройству храма на себя, и работы пошли безъ задержки. Въ 1895 г. храмъ был оштукатуренъ внутри и сложены печи, въ 1896 г. окрашенъ внутри масляной краской, на колокольню повѣшенъ въ 204 п. 30 ф. колоколъ, поставлены иконостасы въ 2-хъ придѣлахъ, правомъ, во имя св. пророка Илiи, и лѣвомъ, во имя свят. Алексiя. 11-го августа 1895 г. было совершено освященiе означенныхъ придѣловъ. Наконецъ, въ наст. году окончены всѣ работы: поставленъ трехъ-ярусный, бѣлый съ позолотой, иконостасъ въ главномъ храмѣ, написаны иконы, куплена утварь, и т. п. Новоосвященный храмъ является, по красотѣ своей и благолепiю, однимъ изъ лучшихъ храмовъ Московскаго уѣзда. Слава и благодаренiе Христу Спасителю, въ честь Рождества Котораго освященъ храмъ!
Мало того — главный жертвователь по построенiю и украшенiю храма, г. Сувировъ, возобновилъ и отдѣлалъ заново и старый храмъ, какъ сказано выше, пришедшiй въ ветхость, и который было предположено сломать. Утварь его значительно поновлена новою. Этотъ послѣднiй храмъ деревянный, построенъ въ 1758-мъ году намѣстникомъ Чудова монастыря Iосифомъ.

[Примечание: вероятнее всего, текст заметки составлен настоятелем храма в 1888-1904 гг. священником Александром Терновским]

Подпись священника Александра Терновского из метрических книг прихода в Рождествено 1890-х годов