Сегодня Устав Православной Церкви предписывает за богослужением прочитывать отрывок из книги Бытия, который состоит из стихов с 32-го 5-й главы по 8-й 6-й главы.
Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
«Божественное Писание, возводя нас от земного и человеческого образа мыслей к Божественному и небесному, снисходит до таких слов, которыми пользуются между собой даже самые глупые люди в повседневном общении». Так об этом отрывке книги Бытия со свойственной ему прямотой писал блаженный Августин Иппонийский. Трудно не согласиться с ним. Ведь только что мы услышали набор резких антропоморфизмов, то есть перенесение человеческого образа мысли и человеческой страсти на Бога. Пророк Моисей перечисляет применительно к Богу те чувства, которые Бог, будучи совершенным, не может испытывать. Моисей говорит, что Бог раскаялся и восскорбел. Очевидно, что эти и подобные им чувства далеко отстоят от Бога. Но так как человеку сложно представить месть без гнева, то и отмщение Божие, которое не имеет своей основой гнева, Моисей посчитал необходимым назвать гневом. Конечно, это не единственное подобное место Священного Писания. Подобным образом и рукой Божией язык Библии называет силу, которой Он действует. Ногами Божиими — силу, посредством которой Он всё хранит и всем правит. Ушами Божиими или очами Божиими — силу, посредством которой Он всё воспринимает и разумеет. Лицом Божиим — силу, через которую Он являет себя и познаётся людьми. И все это, конечно, из-за того, что мы, к которым обращено слово Священного Писания, имеем обыкновение руками действовать, ногами ходить и добираться туда, куда нам необходимо в тот или иной момент. Ушами, глазами и прочими телесными чувствами воспринимать телесное, а наши лица являются определённого рода опознавательными знаками, благодаря котором мы различаем друг друга и проходим паспортный контроль на границе. Точно так же нам свойственно отказываться от начатого дела и обращаться к другому лишь тогда, когда мы раскаиваемся, когда меняется ход наших мыслей. Поэтому несмотря на то, что все управляется Промыслом Божиим в строжайшем порядке, то, что начало быть, но в силу некоторых причин не продлилось, вполне сообразно с человеческим пониманием язык Священного Писания называет отложенным из-за раскаяния Бога. Конечно, такие слова могут смутить, ведь раскаяние это признак либо греха, либо ошибки, а Бог, будучи абсолютным и совершенным, не может ошибаться или грешить. Ошибаемся и грешим мы, когда вынуждаем Бога менять изначальный замысел о нас, когда ломаем то, что Он нам дал как некий совершенный дар. Сегодня мы слышали о катастрофе, которую навлекло на себя человечество. К счастью, Бог дал обещание и знак того, что больше такая катастрофа не повторится. И мы знаем, что Он выполнил Своё обещание и остался верен Себе. Но подобная катастрофа бывает и локальной, она может произойти в жизни каждого человека в том случае, если человек останется глух к голосу своей совести, если «все мысли и помышления сердца его будут зло во всякое время». Постараемся помнить об этом и не приближаться к порогу этой пропасти.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)