Сегодня за великопостным богослужением Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги пророка Исайи. Этот отрывок состоит из стихов с 24-го по 32-й 14-й главы.
С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?
В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
Для Священного Писания совершенно не характерно упоминание мифологических животных. Но только что мы прочитали слова пророка Исайи, в которых он, наряду с аспидом, то есть змеёй, упомянул летучего дракона, которого, само собой, невозможно встретить в природе. И совершенно естественно, что никогда и никто из церковных толкователей не делал попыток буквального прочтения этого отрывка. По их мнению, пророк Исайя использует эти образы для описания политических и военных событий своей эпохи. Но вместе с этим, толкователи идут дальше, они уходят от истории и переходят к душе человека. К примеру, святитель Василий Великий обращает внимание на начало этого стиха и на указание времени, в которое было произнесено это пророчество: год смерти царя Ахаза. Ахаз вошёл в историю как человек, о котором крайне сложно или даже невозможно сказать что-либо доброе, он отличался крайним нечестием, и, как говорит о нем Четвертая книга Царств, он «не делал угодного в очах Господа Бога своего… и даже сына своего провёл чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых». (4 Цар. 16, 2–3) Святитель Василий пишет, что пророческое слово стало возможно лишь по смерти Ахаза и точно также слово Господне бывает в нас лишь по смерти нашего греха. Таким образом, он даёт ответ на один из самых сложных вопросов: при каких условиях человек может узнать волю Божию о самом себе? И при каких условиях человек начинает понимать смысл Священного Писания? Ведь ни для кого не секрет, что понимание того или иного текста связано не только с понятностью языка, на котором написан этот текст. Святитель Василий приводит очень интересную мысль о том, что всякий грех можно соотнести с одним из израильских и иудейских царей, которые упоминаются в Писании и которых Писание осуждает как нечестивых и порочных. Так, имя царя Ахаза толкуется как «одержание», то есть как нечто, что держит в плену разум подобно неправильному, ошибочному с точки зрения христианства, учению. Только освободившись от ошибочных воззрений, умертвив их, человек становится способен слышать голос Бога и воспринимать его. Эта мысль святителя Василия крайне важна. Она говорит об обратной связи между грехом и правой верой. Невозможно находится в неисправленном состоянии и при этом иметь правильное представление о Боге. И напротив: не имея правильного представления о Боге, невозможно сохраниться от убивающего душу греха. Поэтому стремясь к очищению греха, постараемся стремиться к познанию Бога и Его вечных истин.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)