Сегодня, в понедельник Страстной седмицы, в православных храмах за литургией Преждеосвященных Даров прочитываются отрывок Евангелия от Матфея (Мф 24:3–35).
Одна из особенностей Евангелия от Матфея в том, что евангелист собирает учение Господа Иисуса Христа по определённым вопросам в большие блоки. Только что мы прочитали предсказания о грядущем, но эти предсказания относятся к различному времени. Если первое по времени событие — осада и разрушение Иерусалима римским военачальником Титом — уже свершилось, оно имело хоть и важное, но при этом, все же, локальное значение, то Второе Пришествие Христово — дело будущего. И именно оно интересно больше всего. Представленные Господом Иисусом Христом картины, в которых он описывает грядущее, нельзя понимать в буквальном смысле, хотя бы по той причине, что они имеют своим предметом реальность, для описания которой нет лексикона ни в одном человеческом языке, ведь человечество ещё не переживало конец своей истории. Поэтому попытки буквального понимания сегодняшнего чтения обречены на провал.
Ценность этих картин заключается не в деталях, которые, в лучшем случае, лишь символичны и в которых использованы лишь те образы, которые могут быть поняты человеческим умом, а в той вечной истине, которая в них содержится; а заключённая в их основе истина сводится к тому, что, каким бы ни был мир, Бог не покинул его.
И вместе с этим нам дано знать, что бурное нарастание зла не должно приводить нас в отчаяние, не должно лишать надежды. Что крушение всех нравственных норм и видимое полное распадение мира — это не прелюдия к уничтожению, это прелюдия к восстанию. И нам важно об этом помнить. Не удивляться и не ужасаться, не терять веру в Бога, но, напротив, укрепляться в вере и следовании за Христом. Укрепляться настолько, чтобы мы могли смело повторить те слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которыми оканчивается Новый Завет: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»; чтобы встреча со Христом не стала для нас трагедией, а стала встречей с Любящим нас Отцом, к Которому мы стремились и Который нас ждал.

Настоятель храма Рождества Христова в Митино

иеромонах Феоктист (Игумнов)