Сегодня, в Великую Пятницу, за на утреннем богослужении читался отрывок из Евангелия от Луки (Лк 23:32–49).
Личность того распятого разбойника, который первым вошёл в рай, никак не раскрыта в Евангелии. Можно, конечно, вспомнить различные апокрифические истории о нем, но вряд ли они обоснованы. Этот благоразумный, как его называет Церковь, разбойник не видел хождения по воде, не видел превращение воды в вино, не видел исцеления слепорождённого, не видел исцеления бесноватых и прокажённых, он не видел ничего из того, что было совершено Господом Иисусом Христом за три года Его земного служения. Разбойник был приговорён к казни за свои преступления и висел на соседнем кресте. Он видел Иисуса из Галилеи — униженного, обезображенного, покрытого страшными кровавыми ранами, с лицом, залитым кровью. И для разбойника этого оказалось достаточно. Прав был святитель Игнатий (Брянчанинов), когда написал, что «нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, везде сущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный». Именно это и увидел разбойник: не оставленного учениками, искалеченного и приговорённого к смерти страдающего человека, а Творца, подающего вечную блаженную жизнь тем, кто способен видеть. Такое видение приводит к внутреннему единению с Богом, которое и есть преддверие рая. И именно умения видеть Христа глазами веры нам стоит в первую очередь просить у Бога.

Настоятель храма Рождества Христова в Митино

иеромонах Феоктист (Игумнов)