Сегодня за великопостным богослужением Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Притчей Соломоновых. Этот отрывок состоит из стихов с 1-го по 21-й 8-й главы.
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Премудрый Соломон не был бы таковым, если бы ему не дана была мудрость Самим Богом. И потому каждая мысль Соломона, которую содержит в себе Священное Писание, настолько глубока и важна, что может стать девизом всей жизни человека. Возьмём, к примеру, слова «Страх Господень — ненавидеть зло». В русском переводе эта мысль звучит не совсем ясно и нам на помощь приходит церковнославянский текст: «Стрáх Госпóдень ненави́дит непрáвды» . Можно перефразировать эти слова и сказать, что страх Господень, который вселяется в душу человека, не может терпеть никакого зла, никакой неправды. Что если человек боится Бога, то он не сможет совершить никакого греха, такой человек будет всеми силами избегать не только греха делом, он постарается не допустить и греха в мысли. Казалось бы, само слово «страх» несёт в себе неприятный оттенок. Ведь мы прекрасно помним слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), а «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4, 18). Как связать страх Господень и любовь, которая изгоняет страх? Ответ очень прост: точно также, как связаны между собой любовь к родителям и боязнь огорчить их. Лишает ли нас любовь страха перед теми нашими делами, которыми мы по своей слабости и невниманию можем огорчить тех, кого любим? Нет, наоборот, любовь лишь усиливает эти опасения. Когда Священное Писание говорит о страхе, то оно говорит не о животном страхе перед болью и смертью и не о рабском страхе наказания. Священное Писание имеет в виду страх, который порождён любовью. Но есть и более сложный вопрос: где же взять этот страх и эту любовь? Существует ли какая-то известная и апробированная последовательность действий, выполнив которые мы можем стать совершенными в любви и начать действовать по любви? Увы, но такой последовательности действий не существует. Потому что страх Божий и совершенная любовь к Богу — это дар, а дар нельзя заработать, его можно лишь получить. Святитель Феофан Затворник Вышенский писал в своё время по этому поводу так: «Страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно даётся от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет». А дальше святитель в уверенности, что всякому просящему этот дар будет дан, наставлял: «И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно». И если поступать так, как говорил Вышенский Затворник, то страх Божий исправит все наши ошибки и грехопадения, очистит и просветит нас.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)