Разговор |











Разговор

ЗАЧЕМ НУЖНО ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ

            Некоторые люди, считающие себя верующими, недоумевают, зачем ходить в церковь? И при этом говорят, что Бог у них в душе… Это как бы вера «хороших людей»

            Попытаемся разобраться, почему на протяжении многих веков люди ходят в церковь. Позвольте рассказать одну историю хождения в храм.

            Я была крещена в раннем детстве, и поэтому не помню свой первый «приход» в храм… А вспоминается, как лет в 5-7 меня мама водила в церковь «на Рижской». Тогда мало оставалось открытых храмов, время было атеистическое, когда всем внушали, что «Бога нет».

            А мы с мамой, научившей меня с детства кратким молитвам «Отче наш», «Богородице», «Пресвятая Троице», «Царю Небесный», «Верую» — мы веровали в Бога и ходили в церковь, правда, очень редко. Мне трудно было стоять всю службу, я мало что понимала, хотя многие слова знакомых молитв слышала, но неправильно произносила… Во время богослужения я часто спрашивала маму: «Скоро будем причащаться?» так как знала, что главное, зачем мы приехали.

            Вспоминается теплое и светлое чувство радости, которое охватывало меня после Причастия! Это, воистину, из драгоценных зерен, посеянных в детской душе, появлялись маленькие нежные росточки веры!

            Но были и отрицательные моменты, связанные с хождением в церковь в школьные годы: приходилось «прятаться» от учителей, от директора школы, даже от подруг скрывать свою веру… Был такой случай, когда нас увидели, как мы шли святить куличи, и директор вызвал  нас с мамой и устроил «разнос»: как же так, отличница, а ходит в церковь?.. На это моя мама ответила: «Ал. Григ., Вы учите мою дочь грамоте и разным наукам, а я буду воспитывать ее сама…». Я же стояла, не жива, ни мертва… Этот «разнос» сильно повлиял на меня, меня еще на школьной линейке пробирали. Это было, как холодный дождь или весенние заморозки, которые надолго затормозили рост всходов веры.

            Однако были и яркие теплые дни, когда мы летом ездили в Загорск (так назывался в советское время город Сергиев Посад) куда мы паломничали в Троице-Сергиеву Лавру. Там я поняла и почувствовала, как становятся нам родными наши святые, в частности, преподобный Сергий Радонежский.

            Но потом наступила молодость, «юность комсомольская моя», время изучения в ВУЗе таких предметов, как философия, исторический материализм, научный коммунизм (прости, Господи). В то время за веру, за хождение в храм, за ношение крестика могли выгнать из института или с работы. Тогда я очень редко, с оглядкой, заходила в храм «поставить свечки» перед экзаменом, или просила маму, безстрашную и стойкую христианку, помолиться обо мне. Уверена, что это не давало совсем засохнуть и погибнуть молодым побегам веры, которые Господь сохранял и лелеял в то время, когда я «блуждала на стране далече»…

            И вот наступили лихие 90-е годы ХХ века, начались очень серьезные и тяжелые события. И грянул гром! Знаете русскую пословицу: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Как ливень, как гроза пришли скорби, болезни и утраты в мою жизнь. Так посетил Господь и меня, верующую с детства, но не исповедовавшую свою веру, в то время имевшую окамененное сердце, тяжелую сухую почву души…

            А вообще, что значит исповедовать свою веру? Это значит: «открыто признавать, что мы содержим Православную веру в полноте, нам переданную от наших предков, притом с такой искренностью и твердостью, как воины Христовы, чтобы ни прельщения, ни угрозы не могли заставить отречься от веры в истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа» — так говорится в Катехизисе митрополита Филарета Московского.

            Тогда я и побежала в Церковь, как в убежище, как в «ковчег спасения» души от бед, от бурь, от обступивших проблем. Через участие в богослужениях, через молитвы, через Причастие и другие таинства постепенно становилось легче,  улучшалась жизнь. Но это был труд, и немалый, над обработкой своего сердца, засоренной почвы моей души: были и слезы покаяния, и исповедание грехов, была и тихая радость, и светлое утешение!

            Началось сознательное и увлекательное изучение духовной православной литературы, благо, что она уже стала появляться в свободной продаже в то время.

            И мне открылось, что Церковь – это Царство Небесное, которое начинается здесь, на земле; что Она и есть тот Новый Завет, который заключил Господь с человеком.

            Это не только внешнее здание красивой архитектуры и особого внутреннего убранства, а живое таинственное Тело и Глава его – Христос.

            Это Богочеловеческий организм, а христиане – живые клетки его. При этом Церковь имеет видимую и невидимую часть, земную и небесную, так называемую ЦЕРКОВЬ СТРАНСТВУЮЩУЮ И ТОРЖЕСТВУЮЩУЮ, в   которую входят апостолы и пророки, святые ангелы и пресвятая Богородица, и все.

            «Эта Церковь нужна, чтобы нам Приобщаться к Живому Богу, чтобы преодолевать пропасть, которая отделяет человека от Бога, чтобы зажигать сердца человеческие тем огнем, который способен вдохновить на добрые дела, если понадобиться, и на подвиги, и на творческие свершения» — так пишет митрополит Илларион (Алфеев).

            А как прекрасно и возвышено сказано о Церкви в Священном Писании! Например, что Церковь основана Господом Иисусом Христом «на камени, т.е. на вере и исповедания, что этот камень есть Сын Божий». Церковь имеет обетование, что «ее не одолеют и врата ада…» (Мф. 16 гл.), т.е. никакие силы зла.

            Православная церковь, как духовное общество продолжается на Небесах, в Вечности.

            Церковь поэтически называется «Невестой Христовой», ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы представить ее славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была Свята и непорочна» — так говорится в Послании апостола Павла к Ефессянам (гл. 5 стихи 24-27).

            Есть также догматическое учение, в котором Церковь определяется как единая, святая, соборная и апостольская. Это наше исповедание веры, изложенное в символе веры, в молитве, которую ежедневно поют молящиеся на Литургии во всех православных храмах, во всех поместных церквах, по всей земле.

            Суть и свойства Церкви, изложенные в Символе веры еще в IV веке на Вселенских Соборах, означают следующее:

            Церковь едина единством веры, духовного опыта, каноническим устроением церковной жизни, связью времен, народов и всех святых.

            Церковь святая, так как Глава ее – Иисус Христос, Сын Божий, и создана, когда Дух Святой сошел на Апостолов.

            Церковь называется соборной или Вселенской, потому что основана на соборе всех Апостолов и включает в себя поместные церкви во вселенной.

            Церковь апостольская – так как восходит к апостолам. И через непрерывное рукоположение епископов сохраняет преемство до настоящего времени.

            Вот к какой Церкви мы принадлежим!

«Когда человек приходит в Церковь перестает быть индивидуалистом, стремящимся  становится членом общины, и вместе с другими начинает духовно возрастать» — так говорится в книге «Как обрести веру» митрополита Иллариона (Алфеева).

            Ходить в церковь – это не значит лишь время от времени заходить в храм, чтобы поставить свечу, даже немного постоять на службе и уйти, ничего не поняв, оставшись чужим в храме.

            Быть прихожанами значит приходить в храм, как в свой дом, участвовать в церковной жизни, регулярно бывать на богослужении, исповедоваться и причащаться. Только тогда можно ощутить душой ту внутреннюю сердцевину Церкви, которой является Сам Христос!

            А после Причащения можно почувствовать необыкновенную ангельски — духовную легкость души, как утверждает наш святой праведный Иоанн Кронштадский, служивший Литургию почти ежедневно!

            В Церкви имеется благодатная среда, где наилучшим образом может совершаться дело спасения души. Бог есть везде, но Церковь – это место совершенно особой встречи между человеком и Богом, это место Богообщения в Церковных Таинствах.

            Теперь становится понятно, зачем ходить в Церковь.

            Цель – спасение и общение с Богом, с Пресвятой Богородицей со святыми нашей Церкви. Знаете, как тепло становится на душе, когда во время Всенощной службы перечисляются имена разных святых, многих из них знаю, как родных, знаю их жития, места, где покоятся их мощи, святые храмы, доступные теперь для паломничества.

            В храме мы общаемся и с нашими прихожанами, с сестрами и братьями по вере, стремящимися ко спасению.

            И в заключение, хочется сказать: какие мы счастливые, что в настоящее благодатное время можно свободно ходить в церковь, свободно исповедовать нашу славную православную веру!

корреспондент


 OfficeFurniture template with WordPressORG
Ждановский завод "Азовсталь"

Москва 2017 год от Рождества Христова и 7525 год (новолетие 14 сентября) от сотворения мира