Разговор о вере, таинствах крещения и венчания |











Разговор о вере, таинствах крещения и венчания

Разговор о вере, таинствах крещения и венчания

Сегодня мы будем говорить о Боге, о вере, о церкви, о таинствах крещения и венчания.

  • Что такое вера?

Под верой в христианстве понимается вовсе не вера в существование Бога. В существование Бога мало кто сомневается. Здесь речь идет о личных отношениях человека с Богом.

Одно из лучших определений веры было дано в середине прошлого века епископом Кассианом Безобразовым:

«Вера – это стремление того, кто верит, к совершенному единству с тем, в кого он верит».

Вера – это то, что может формировать жизнь, ее менять, дает человеку силу строить свою жизнь в соответствии с тем, во что он верит.

В кого же верят и с кем хотят быть в совершенном единстве православные христиане?

  • Каков наш Бог?

Первое, что надо отметить, что Бог – непостижим.

Его не может охватить наше сознание. И описать Его мы тоже не можем.

О Боге нам известно только то, что Он Сам хочет нам открыть. Эти знания называются Божественным Откровением. Оно содержится в Библии, Законе Божием, таинствах и священных обрядах. Наиболее кратко и точно оно изложено в молитве, которая называется «Символ веры» .

Что же нам известно из Божественного Откровения?

  • Бог один.
  • Бог – Личность. Поэтому с ним возможно общение.

Личность Бога – одно из самых главных откровений, которые Богом были нам даны.

Мы по себе знаем, что личность – это нечто внутренне целостное, с чем связана воля и свобода, ответственность и творческая способность, сознание и возможность думать.

Правда, Слово Божье говорит: «Мои пути не ваши пути. И мои мысли не ваши мысли». Представить себе, что думает Бог по тому или иному вопросу мы, конечно, не можем. Но мы можем спросить. Именно потому, что Бог – личность.

  • Но Бог – это особая Личность. Она бесконечно сложнее, чем мы с вами. Личность Бога не вмещается в те аналогии, которые мы сами  можем построить.

Поэтому центральное место в нашей вере занимает вера в Бога, который имеет источник жизни в Самом Себе. Господь говорит в Евангелие: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».

  • Далее, православные христиане верят в Бога, который един по Существу, но троичен в Лицах (ипостасях): Отца, Сына и Святого Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную. Бог Сын именуется Словом Божиим или Образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и зовется дыханием или Духом Отца.
  • Существует некая внутренняя жизнь Божества.

Сын Божий – Иисус Христос, открыл нам, что в основе отношений между Лицами Святой Троицы лежит Любовь. Любовь, не только как чувство, но как состояние всего существа. Любовь – как духовная близость, когда субъекты любви имеют единый дух и единую волю. Иисус Христос говорит: «Я в Отце», и «Отец во Мне», «Видевший Меня, видел Отца». «Я сошел с небес, чтобы.. творить.. волю пославшего Меня Отца…». И Он творит волю Отца не по принуждению, но с охотой и любовью, потому что это и Его воля.

  • Мы веруем, что Бог – Творец. Бог сотворил этот мир, властвует в нем, и постоянно заботиться о нем. Бог не бросает нас. Он говорит людям через пророка Исаю: «Даже, если женщина оставит грудное дитя свое, я не оставлю тебя». Бог обещает не оставить нас ни при каких обстоятельствах.
  • Мы веруем, что Творец является Спасителем этого мира. Разделяя с нами нашу смерть, Он не оставляет нас отделенными от Своей жизни.
  • Мы верим в Бога, который открывается нам в лице Иисуса из Назарета. В том, что Он говорит, как Он действует, к чему призывает, даже о чем молчит. У Него есть лицо, имя, характер. Евангелие – это место, где мы можем лично познакомиться с Ним.
  • Бог вечный и неизменный. Ничего нет прочного в этом мире. Поэтому нам очень важно иметь опору в Боге, который остается всегда самим собой. Он один и тот же вчера, сегодня и завтра. Бог всегда прав и Бог всегда прекрасен. Бог всегда отдает нам свою жизнь до конца. Он всегда есть Любовь. На Него можно положиться, Ему можно доверять.

Вера – это доверие Богу, который открыл себя в Иисусе Христе.

  • Теперь – что православие думает о человеке.
  • Фундаментальным представлением о человеке является то, что он сотворен Богом.
  • Человек – очень нужная часть творения, без которой оно теряет смысл. Человек – плоть от плоти этого мира и в тоже время он может быть причастным жизни самого Бога.

Такое промежуточное звено, которое завершает здание всего творения.

  • Что же такое человек, что мы из себя представляем?
    • . Согласно современным представлениям, человек состоит из 3-х разных частей: плоти, души и духа. Дух является квинтэссенцией личности, где располагаются свобода и ответственность, воля и творческие способности, самопознание человеческого я, и самое главное – возможность видеть Бога очами сердца.

Принципиально важно то, что человек сотворен по образу и подобию Божиему. Т.е. мы чем-то похожи на Бога. И это то, что мы являемся личностью.

    • . Далее, человека Бог творит особым образом. Он творит мужчину и женщину.
    • . Бог поселяет человека в саду эдемском, чтобы возделывать и хранить его. Это некая цель, задание. Человек поставлен как некий посредник между Богом и всем остальным творением. Он может явить миру сияющий лик Божий или свою собственную злобную физиономию.
    • . Православные верят, что человек призван разделить радость Бога о мире. А если человек не может этого сделать – это уже не жизнь.

На самом деле Бог предлагает человеку выбор. Есть удивительные слова в книге «Второзаконие», 30 глава, где Бог через пророка Моисея говорит людям: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, дабы чтобы жил ты и потомство твое,

1). любил Господа Бога Твоего, 2). слушал глас Его и 3). прилеплялся к Нему».

Жизнь – это быть с Богом одним целым, оставаясь разными личностями.

  • Под любовью здесь понимается не влюбленность, а нравственный выбор и ответственное решение, которое управляет поступками человека.
  • Слушаться голоса Божьего – это в первую очередь прислушиваться к тому, как Бог различает добро и зло. В книге Бытия, когда речь идет о древе познания добра и зла, имеется в виду власть над нравственным правопорядком. Вот выбор: либо я определяю, что хорошо и что плохо, либо я слушаюсь голоса Божьего. И мы каждый день делаем этот выбор.
  • Прилеплялся к Нему…  Для христиан – это всегда причастие, соединение с Иисусом воскресшим в Духе и Плоти.

Место, где Бога нет, Слово Божие называет адом и смертью. Место, где Бог есть - раем и жизнью.

Бог побеждает нашу смерть, потому что разделяет ее с нами. Бог каким-то непостижимым образом, приходит в то место, где Его нет, в состояние человечества и каждого человека, где Бога нет. И оказывается, что теперь мы никогда не отделены от Бога. Апостол Павел говорит:

«…что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8, 35; 8, 38-39)».

Смысл веры христиан заключается в том, что наше спасение происходит в Личности Иисуса Христа и через Него.

В Евангелии Господь рассказывает притчу о брачном пире. Один Царь устроил пир для своих придворных. Но они стали отказываться, у них нашлись дела более важные: кто женился, кто купил землю, кто — волов. Тогда царь послал слуг, чтобы те пошли на перекрестки дорог и пригласили всех нищих, бродяг и убогих. И пиршественный зал наполнился возлежащими. И вот кто согласился прийти, стали избранными.

Церковь Христова как раз и слагается из тех, кто согласился прийти. Церковь – это не церковная иерархия, а люди, которые выбрали жизнь, пришли в храм для единения с Богом. Иисус Христос говорит в Евангелии, что где двое или трое собраны во Имя мое, там Я среди них. Церковь – это мы со Христом.

Вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, восстановление способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д., осуществляется через Крещение.

  • Таинство крещения

Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду.

В этом таинстве каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество обновляется до самых оснований. Ему прощаются все его грехи, которые он совершил до Крещения. Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, которое включает в себя: заклинание сатаны, отречение от него, обет сочетания Христу и исповедание православной веры.

Священник возлагает руку свою на новое человеческое существо, заявляет права Божие на него. Это акт защиты: рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа – защищает, дает прибежище, «берет под крыло». Имя крещаемого записывается в книге жизни.

Священник «дует на лоб, уста и грудь» крещаемого. Этим очищается воздух и восстанавливается жизнь как связь с Богом. И говорит: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце…».

Священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны, в которых он именем Божием запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека.

Крещаемый или крестные, поворачиваются лицом на запад, символу тьмы, местопребывания сатаны, и священник спрашивает:

- Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни? 

Крестные отвечают: — Отрекаюсь.

Так повторяется трижды.

Отречься от сатаны значит отвергнуть целое мировоззрение из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, в смерть и ад.

Священник говорит: — И дунь, и плюнь на него.

Крещаемый или воспреемник должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане.

Таким образом, крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и, прежде всего, в Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом кроющимся в душе.

ОДНАКО человек не может вести брань с диаволом один, а только в союзничестве со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Крещаемый или воспреемники поворачиваются лицом к востоку, к райскому саду, ко Христу, Свету мира. Священник спрашивает:

Сочетаешься ли ты со Христом? Крещаемый  отвечает: — Сочетаюсь.

Священник спрашивает : — И веруешь ли Ему? Крещаемый  отвечает: — Верую Ему, как Царю и Богу.

Священник говорит: — И поклонися Ему. Крещаемый поклоняется, говоря: — Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. 

Отречение от сатаны было «скреплено» тем, что крещаемый дунул и плюнул на него. Наша преданность Христу скрепляется теперь поклонением Святой Троице. Поклонение  — древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания.

Затем крещаемый или воспреемник читает Символ веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушится под знамением образа Твоего Креста все противные силы».

После грехопадения человека материя стала носителем и обиталищем дьявольских сил. Только во Христе и Его властью материя освобождается и снова может стать носителем Божией славы и присутствия, таинством Его соединения с человеком.

Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крестообразно крещаемого  елеем радования: лоб, грудь, плечи, уши, руки, ноги.

Лоб – запечатление имени Божиего в сознании

Грудь и плечи — во исцеление души и тела,

уши — в слышание веры,

руки – чтобы творить дела, угодные Богу

ноги — чтобы ходить ему по путям Божиих заповедей.

Это прообраз предстоящего воссоздания человека: его тела, каждого его члена, его органов чувств. Грех затмил в человеке образ и неизреченную славу Божию. Крещение есть восстановление человека в его целостности, примирение души и тела.

А крещение и есть таинство исцеления, прощения и примирения. Но сейчас, в помазывании тела, доминирует радость — радость свыше, та, которую утерял человек в своем отпадении от Бога и которая теперь снисходит с неба, соединяет нас с Богом.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

«Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь» (третье погружение).

Сразу после Крещения крещенного одевают в белую одежду. Священник читает молитву, которая в переводе звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь – наш Свет. И мы просим о том, чтобы наши чувства, мысли, намерения, поступки – всё рождалось в свете Истины и Любви, всё было обновлённым, как наша крестильная одежда.

Белая одежда — это, прежде всего, та Божья Слава, в которую облачен был человек при своем творении, и которую утерял в своем отпадении от Бога.

Белая одежда — символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистота жизни, к которой должен человек стремиться после Крещения.

После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24).

ПОСЛЕ Крещения совершается ещё одно таинство — Миропомазание. В этом таинстве новокрещенный  получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» (Деяния 1,2) для новой жизни во Христе.

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), — говорит Апостол.

Христос – Помазанник Божий, — и мы получаем его помазание, Христос – Сын, — мы усыновляемся, Христос имеет Духа, который есть Жизнь его, — и нам дается участие в Его Жизни.

Таинство совершается через помазание святым миром. Святое Миро – это особым образом приготовленное благовонное масло, составленное из многих драгоценных веществ, которое раз в год, в Великий Четверг, освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещеного человека: его лоб, веки, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:

Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Здесь слово «печать» имеет значение отпечатка на нас Того, Кто нами владеет. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожения.

Теперь весь человек становится Храмом Божиим и отныне вся его жизнь призвана стать служением в любви Богу и людям.

В конце чинопоследования священник, восприемники и новокрещенные совершают троекратное обхождение вокруг купели. Идя против движения солнца, идя навстречу ему.

Все поют: «Елицы во Христа креститися, во Христа облекостеся. Аллилууиа» (трижды). Круг есть символ вечности, и этот обряд выражает вступление новокрещенного в вечный союз со Христом, Светом мира.

Облечься во Христа означает принять обязательства и получить силы жить жизнью Христовой, мыслить Его мыслями, желать Его желаниями, чувствовать Его чувствами, действовать Его действиями, во всем проявлять в себе Христа.

Непосредственно за шествием вокруг купели читают Апостол (Римл. 6, 3-11):

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вслед за Апостолом читается Евангелие (Мф., 28, 16-20): «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Далее совершается омовение (от мира) новокрещенного и пострижение его волос. Для этого новокрещенный окропляется водой и отирается губкой в местах, помазанных миром. Омовение вводит нового христианина в обычную жизнь, напоминая о том великом, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу. Пострижение с древности было символом послушания и жертвы.

Далее происходит воцерковление. Священник берёт ребенка, начертывает им крест перед алтарём и, либо вносит в алтарь (если мальчик), либо подносит к иконостасу (если девочка).

Т.о. крещение приводит нас в Церковь; а Церковь, приводя нас ко Христовой трапезе причастию, делает нас уже в этой жизни участниками Спасения, уготованного Богом и исполненного во Христе.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего, к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека ходить на службы в церковь и участвовать в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

Перед причастием необходимо несколько дней попоститься, прочитать покаянный канон, канон ко святому причащению и очистить свою совесть в Таинстве Покаяния. Перед причастием не полагается ничего есть и пить после полуночи.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется. Единственное, что нужно – чтобы дети старше 3 лет, по возможности, причащались натощак, с утра ничего не поев.

ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва.  МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе. Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода. Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.» Или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.» Эта молитва удобна тем, что её можно произносить везде: на улице, на работе, в пути.

Когда мы крестимся младенцами, и, не встречая потом ни в себе, ни в других того, что обещано крещением, нередко сомневаемся в силе крещения. Но дары Божии не отменяемы, как и сила нашего крещения. Чтобы она раскрылась в свое время в полном своем значении, необходимо правильное воспитание или самовоспитание.

Для полноценного воспитания детей в семье необходимо, чтобы семья строилась на Камне Заповедей Господних, была малой церковью. Что такое малая церковь? Какие же отношения должны быть в семье, чтобы она стала малой церковью? Ответ на эти вопросы даётся в таинстве венчания.

  • О таинстве венчания.

     Брак — это чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни.

Любовь начинается в тот момент, когда мы прозреваем глубины другого человека, когда вдруг видим его сущность. Мы как бы приобщаемся другому человеку, и у нас начинается нечто общее, общая жизнь, мы становимся одним целым.

И это относится к браку во всех отношениях, не только к чувству, не только к общению в мысли, но и к телесному общению. Только надо помнить, что телесное единство двух любящих друг друга людей — не начало, а полнота и предел их взаимных отношений.  Лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему.

Во время таинства венчания мы молимся о том, чтобы жених и невеста стали друг для друга богоизбранными. Чтобы помимо того, что они друг другу нравятся, что у них одинаковые вкусы, им нравится внешность друг друга, их роднит положение в мире, в обществе — чтобы что-то более глубокое было в основе их встречи. Бог как бы говорит: “Вот твоя невеста, вот твой жених. Я тебе даю этого человека во веки вечные как предмет твоей любви и тебя ему как предмет его любви…”

В чтении из Священного Писания на службе венчания говорится, что невеста и жених должны друг на друга смотреть, как Христос смотрит на Церковь и как Церковь смотрит на Христа — всей любовью, всей жизнью, всей устремленностью.

В основе брака лежит целомудрие. Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. Целомудрие касается не только душевных отношений, но и телесного взаимного общения, ибо оно исключает грубость, животный голод, жажду телесной близости, и превращает самое телесное общение в благоговейное , одухотворенное соединение двух людей, когда соединение тел является как бы завершением той любви, того единства, которое живет и горит в их сердцах и в жизни. Целомудрие не только совместимо с браком, целомудрие является основой брака, когда два человека могут друг на друга смотреть и видеть взаимную красоту как святыню, которая им доверена и которую они должны не только сохранить, но довести до полного совершенства.

Когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…”

Обмениваясь кольцами, супруги дают друг другу обещание и верности, и взаимного доверия — доверия, которое идет гораздо дальше всякой измены и всякой ссоры. Этим совершается первый шаг их соединения.

В чтении Апостола на службе венчания говорится о том, какие отношения должны быть между супругами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя…оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 20-33).

Это послание говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти.

В браке муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Муж является главой в семье исключительно потому, что он является образом Христа. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

А жена является образом Церкви. Она — невеста, которая так глубоко, так совершенно возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.

Т.е. здесь говорится о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью.

Аминь.

корреспондент

 

 

 

 

 

 


 OfficeFurniture template with WordPressORG
Ждановский завод "Азовсталь"

Москва 2017 год от Рождества Христова и 7525 год (новолетие 14 сентября) от сотворения мира