Разговор по душам после Крещения |











Разговор по душам после Крещения

В наш храм, по милости Божией, приходит немало людей, желающих креститься. Еще больше приходит молодых людей, чтобы окрестить своих детей, младенцев.

Прослушав огласительные беседы перед Крещением, подготовившись дома по мере сил, приняв спасительное Таинство, позволяющее начать новую, духовную жизнь, т.е. заново родившись от воды и Духа – немногие после этого появляются в храме… Рассеиваются куда-то!.. Неужели считают достаточным «поучаствовать» в Таинстве, как бы «получить услугу» церковную, и все хорошо? И больше ничего не надо?

А ведь на огласительных беседах нами говорилось, зачем необходимо Крещение, какова суть его:

— что это «драгоценное зерно», которое следует взращивать для будущей жизни – и земной, и вечной;

— что это «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3,21);

— что это «дверь» в Церковь, где человек получает все обилие благодатных даров.

Иначе говоря, Крещение дается как залог, чтобы мы могли в течение жизни развивать полученную Благодать, сокровенную, сокрытую в душе.

Через Таинство крещения вступая в Церковь, мы вступаем в Новый завет с Господом!

И после Крещения и Миропомазания, которые совершаются единожды и не повторяются, надо сохранять дары Таинств, не терять Благодати, а для этого христианам надо окружать себя церковным строем жизни.

И детей в Православной церкви крестят при условии, чтобы дети росли и развивались    обязательно как христиане, т.е. в церковной среде. Для этого и даются восприемники, крестные, которые за детей приносят обеты перед Богом и обязуются воспитывать их совместно с родителями так, чтобы придя в возраст, дети могли бы сознательно веровать и исповедовать Православие.

А если крещение детей воспринимается как «просто народный обычай» или «для здоровья и успехов», то это является профанацией Таинства и воспитывает потребительское отношение к Церкви. При таком отношении к Таинству Крещения оно не только не принесет духовной пользы человеку, но сделает его еще больше виновным перед Богом, чем если бы человек вообще не принимал крещения.

Итак, еще раз хочется напомнить, что Таинство Крещения дает нам освящение и очищение от прежних грехов; требует жизни святой, нравственно чистой, чтобы снова не впадать в грехи под влиянием падших духов, чтобы различать добро и зло. Иначе напрасно дано обещание Богу быть христианином!

«От каждого человека, принявшего Крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чувств, чистоты тела» — так учит святитель Григорий Богослов.

А святитель Иоанн Златоуст пишет:»Хотя Крещение и умертвило для греха крещаемого, но далее он должен постоянно и всем прилежанием совершенствоваться так, чтобы не слушаться греха, что бы он (грех) ни приказал, и оставаться неподвижным (на зло).»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое Крещение, поддерживается жизнью по Евангельским заповедям; теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по законодательству Христа» /1/

Для этого и нужно участвовать в церковной жизни, в богослужениях, и через Исповедь и Причащение изменять практически свою жизнь.

Мы, взрослые люди, обычно с большим трудом преодолеваем дурные привычки, недостатки и пороки, т.е. свои грехи. Обычно нам хочется изменить окружающий мир, мы видим, как бы могли измениться другие, чтобы стать лучше, и почти не замечаем, как должны бы меняться сами.

Наша Церковь и существует для того, чтобы делать нас лучше и, таким образом, делать лучше окружающий мир. «Каждый православный храм является той Вифлеемской звездой, которая направляет тысячи людей к Богу, к свету и добру» /2/

         Церковь, как Богочеловеческий организм, располагает многими средствами, которыми человек может воспользоваться, чтобы идти по пути, заповеданному Христом, по пути ко спасению. Таинство Крещения – это вступление в Церковь, Таинство Исповеди – это регулярное очищение души, а Причастие – это Таинство соединения со Христом. «Богочеловек, родив нас во спасение святым Крещением, вводит нас в теснейшее общение с Собою другим великим и непостижимым Таинством – Таинством Евхаристии» /1/ т.е. Причастием.

«Причастие – это и прикосновение к ранам Спасителя, и доверие себя Богу, и соединение с Господом, Который есть преизливающаяся Любовь» — так говорится в книге о Божественной Литургии. /4/

         И еще: «Расстояние, существовавшее между Богом и человеком, будучи однажды преодолено Богом, Который стал Человеком, основал Церковь Свою, дает Тело и Кровь Свою в духовную пищу людям, — это расстояние исчезает… и человек становится единокровным и сотелесным Богу, когда принимает благоговейно Тело и Кровь Христа» /2/

Причастие является ключевым моментом в духовной жизни христианина, таким образом происходит духовное изменение и духовный рост христиан, и люди воцерковленные по своему опыту знают об этом.

Однако, чтобы стать близким Богу, надо и самому отдавать и жертвовать, а не получать и брать, как в притче о блудном сыне: «Отче, дай мне следующую мне часть имения» которую получив, «пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно».

Эта притча о многом говорит нам: о падении и покаянии, о милосердии и жестокосердии, о любви родительской и о Любви Небесного Отца… Советуем всем непременно прочитать эту притчу в Евангелии от Луки  (15, 11-32) и толкование на нее, например, у блаж. Феофилакта Болгарского.

Нам известно, что для испытания нашей человеческой воли, нашей духовной свободы Господь и христианам попускает воздействие или приражение злых духов мира сего через неизкорененные страсти, греховные навыки, привычки, через некоторые обстоятельства и некоторых людей. Такие искушения и соблазны выявляют, куда направляемся: ко Христу или в другую сторону?..

Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое отступление от этого центра – грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении.

Увы, отклонения многочисленны и многообразны, так как человек и после Крещения не перестает грешить по своей немощи и маловерию, злобе дьявола, по обычаям и укладу нехристианской жизни. И чтобы не поддаваться так называемому общественному мнению, не следовать слепо за толпой – старайтесь оставаться христианином, укрепляться на здравом основании веры и нравственности христианской, даже если весь мир будет этому противиться! Ведь при Крещении уже отрекались от сатаны и всех дел его, т.е. от гордости, лжи, тщеславия, наглости, жадности, жестокости, блуда и т.п. – от того, с чем сталкиваемся в мире сем, вне Христа. /3/

         В помощь нам, согрешающим, «для поддержания немощи нашей, для врачевания язв греховных, получаемых нами после Крещения, для поддержания святыни, которою запечатлены мы святым Крещением, в целости, Бог даровал нам Таинство исповеди. Этим таинством возобновляется и восстанавливается состояние, доставляемое святым Крещением» — так говорит св. Игнатий /1/

И напомним, что в таинстве Миропомазания новокрещенный человек получает дары Святого Духа, чтобы он мог своим произволением противиться соблазнам мира сего. Эти дары даются для преуспеяния в духовной жизни, чтобы, изменяя свою внешнюю и внутреннюю жизнь, человек мог принести в свое время плоды христианской жизни.

А пока, на пути духовного совершенствования, нужен подвиг, нужна борьба со грехом. Православные христиане делают это:

— молитвенным обращением к Богу, регулярно участвуя в церковных службах, в исповеди и причащении;

— следованием в повседневной жизни Евангельским заповедям, устроением ее в соответствии с правилами духовной жизни;

— этому способствует чтение Священного Писания, особенно Евангелия и др. книг Нового Завета, чтением святоотеческих книг.

Это программа на всю христианскую жизнь, потому что добровольно и свободно приняв Крещение и Миропомазание, человек «удостаивается звания чада Божия, члена Церкви Христовой и потенциально становится гражданином Царствия Божия и наследником Жизни вечной»! /4/

 

 

Использованные источники:

  1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о спасении и христианском совершенстве. (в книге Крестоношение. М. 2010, «Правило веры» стр.36-100)
  2. Митрополит Илларион (Алфеев). Как обрести веру.
  3. Игумен Петр (Мещеринов). Беседы «Основы христианского мировоззрения» сайт pravoslavie.ru
  4. Протоиерей Алексей Уминский. Божественная Литургия.

 


 OfficeFurniture template with WordPressORG
Ждановский завод "Азовсталь"

Москва 2017 год от Рождества Христова и 7526 год (новолетие 14 сентября) от сотворения мира