Как догматы влияют на духовную жизнь |











Как догматы влияют на духовную жизнь

Принявшие святое крещение должны знать, что таинство Крещения – это необходимое условие для начала спасения души, но не единственное условие. Еще нужна правая вера, знание основ Православия, участие в богослужениях и других спасительных Таинствах. Это необходимо, чтобы религия была для нас не отвлеченной идеей, не абстрактным знанием, а нормой жизни.

            «Степень включенности в религиозную жизнь зависит от интенсивности внутренней деятельности человека. Религия во многом является делом внутреннего человеческого опыта, но не субъективного, а опыта всей Церкви, который человек усваивает себе.» — так считает один из учителей нашей Церкви /1/. Иными словами, человек должен корректировать свой личный духовный опыт в согласии с универсальным церковным опытом, то есть руководствоваться учением Святых Отцов, чтобы не заблуждаться, не впадать в серьезные ошибки.

            И начало усвоения главных истин веры полагается при изучении Символа веры. В этой молитве, начинающейся торжественно со слова «Верую…» в точной краткой форме изложены основные положения православной веры.

            Символ веры, составленный св. Отцами на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах 325 г. и 381 г., содержит в себе основные вероучительные истины, догматы, принимаемые всей полнотой Православной Церкви.

            Догматы появились тогда, когда понадобилось защитить церковное учение от еретических искажений. Формулируя догматы, Церковь защищает чистоту своего учения. Следует заметить, что слово «ересь» не ругательство, а церковный термин, обозначающий повреждение догматов веры.

            «Ересь – это ложь о Боге или совершаемым Им деле спасения» /8/. Вот как написал свт. Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем к мирянам: «Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими, — дерзче: суеверием, заблуждением!» (письмо: О невозможности спасения иноверцам и еретикам; о познании истинного христианства. Цит. по /8/ стр.104)

            Догматы христианства – это не абстрактные идеи, «а животворящие истины, несущие в себе свет, энергию и жизнь, которые дал нам пришедший в мир Христос, за хранение их обетовав нам спасение…» /2/.

            Христианские догматы выведены из Божественного Откровения: догмат о Пресвятой Троице, о Воплощении, об Искуплении, о Церкви – они освящают сознание, воцерковляют наш ум. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадский: «Как всесовершенно Божество, какая в Нем полнота жизни безконечная! Бог Отец родил из себя зиждительное Слово и изводит зиждительного Духа; и Они господственно исполняют волю Отца, как руки у человека исполняют делом то, о чем мыслит глава, чего желает сердце. Дивен Ты, Боже наш, вся сотворивый Словом Своим ипостасным и вся совершаяй Духом ипостасным! Какая полнота жизни!»

            Можно сказать, что догматы не что-то далекое, окаменелое, а это окна, через которые свет Божества озаряет наш ум. И без усвоения догматов, без правильной веры в душе человека возникает дуализм: вера говорит одно, а ум – другое… «Человек без твердой православной догматической веры – вечно сомневающееся, колеблющееся, разрываемое внутренними противоречиями существо… Именно поэтому так важна догматическая сторона веры» — считает архимандрит Рафаил (Карелин) /2/.

            Рассмотрение конкретных догматов, их глубокого богословского содержания не входит в план этой статьи. Для углубленного изучения рекомендуется труд прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной веры», как образец христианской святоотеческой догматики. А для уяснения того, что догмат есть «теологическая богооткровенная истина, формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры», приведем свойства догматов, изложенных в учебнике  «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова.

            Первое свойство догмата – теологичность (вероучительность), оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве спасения. Главное в догмате – это Бог, все остальное (человек или мир) находит место в нем постольку, поскольку имеет отношение к Богу.

            Еще одно свойство догмата – богооткровенность (по Источнику), означает, что он не плод деятельности человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Как говорит Апостол Павел: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через Откровение Иисуса Христа» /Гал. 1:11-12/.

            Следовательно, мнение, не имеющее основания в апостольском Предании, не может быть возведено на степень догмата веры.

            Свойством догмата является общеобязательность, что характеризует отношение христиан к догматам и их содержанию. Например, когда человек вступает в Церковь, принимая крещение, он обязательно произносит Символ веры, который называется «вероучительным документом догматического характера» /3/.

            Признание человеком истинности догматов является условием принадлежности к Церкви и соблюдения церковной дисциплины. Это объясняется тем, что догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению. Об этом так пишет св. Иоанн Кронштадский: «Если сердце и мысли твои в согласии со вселенским верованием и заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и сродство с Ним, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вере вселенской и словам Евангелия, предписывающим правила жизни христианской, то твое соединение с Богом разрывается и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни – диаволом.»

            Итак, догматы  представляют собой фундамент, на котором строится духовная жизнь христиан, являются нормами и правилами, позволяющими верно проводить религиозную жизнь.

            «Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь… является прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты… соединения с Богом» — так пишет В.Н. Лосский /4/.

            «Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и изменится в соответствующей мере ваш духовный облик и вообще, образ вашего духовного бытия» — отмечает схиархимандрит Софроний (Сахаров) /5/.

            А преподобный Иустин (Попович) говорит: «Так как святые догматы – эти вечные и спасительные Божественные истины – животворящей силой Троичного Божества …преподаются, то в них заключена вся сила новой жизни по Христу, вся сила благодатной евангельской морали. Они – поистине глаголы вечной жизни.»

            Людям, мало соприкасающимся с реалиями духовной жизни, догматы кажутся некими внешними формами, которыми можно пренебречь. Поэтому такие люди легко воспринимают сектантские призывы ко всевозможным еретическим объединениям, попадают в различные секты, часто враждебные даже друг другу, но называющими себя обществами Христовыми.

            Ложные догматы искажают духовную и нравственную жизнь человека, поэтому Святые Отцы были так чутки к догматической чистоте Православия, а Вселенские Соборы оттачивали каждое слово постановлений с ювелирной точностью. Поэтому еще в 431 г. на 3-ем Вселенском Соборе постановили не вносить изменений и дополнений в наш Никео-Цареградский Символ веры.

            Одно из отличий православной догматики от католической состоит в том, что православная – говорит о раскрытии догматов, содержащихся в Откровении, а римо-католическая – учит об эволюции догматики; она учит о возможности появления новых, не известных в древней Церкви догматов (filioque, о непогрешимости папы ex kafedra, о непорочном зачатии)

            Догматическая сторона веры очень важна, поэтому Святые Отцы знание догматов определили таким же необходимым, как и знание нравственных заповедей. «Вне правильной догматики не может быть нравственности, делающей само существо человека гармоничным. Вне правильных знаний о Боге не может быть умственного просвещения, умственного нетления. Например, чтобы иметь духовную любовь, нужно исповедовать догмат о том, что Бог есть Любовь» — так говорит старец Сафроний (Сахаров) в своих беседах с духовными чадами.

            Догматическое сознание непосредственно отражается в литургическом богослужении нашей Церкви. «Христианское богослужение имеет характер догматический, нежели лирический… богослужение  есть прежде всего исповедание, свидетельство веры, не только излияние чувств» /6/.

            Богослужение изначально было наполнено догматическим содержанием, важнейшие вероучительные истины сохраняются в Церкви посредством главного христианского таинства – Евхаристии. Так, ученик апостола Иоанна Богослова свмч. Игнатий писал, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благодати» /7/.

            Истинное догматическое учение необходимо для правильной организации духовной жизни: «закон веры определяется законом молитвы». Повреждения вероучения, заблуждения в области догматики оказывают влияние на духовную жизнь; также и изменения в богослужении могут иметь весьма серьезные догматические последствия .

            Именно поэтому Православная Церковь активно противодействует модернистским тенденциям реформировать богослужение. Любые попытки бездумного изменения богослужебно-литургической  практики, введение в нее сомнительных элементов может повлечь искажение вероучения.

            «Православный человек, который знает истинные догматы, их силу животворящую и мертвящую силу ложных, никогда не пойдет на то, чтобы смешать истину с ложью… Вне православных догматов человеческий ум остается непросвещенным, импульсивным и страстным, остается адвокатом эгоизма и прочих страстей. Ложные же догматы вводят в ум человека мрак и тьму» /2/. Именно поэтому правильный догматический фундамент остается основой нашего спасения, нашей вечной жизни. «И если усомнишься когда-нибудь в Боге или в догмате Пресвятой Троицы, вспомни краткое церковное славословие: «слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков!» — и подумай, что ты значишь в сравнении с людьми всех веков, из коих безчисленное множество великих и богосветлых умов, которые все единодушно воссылали славу триединому Богу» — так советует нам святой Иоанн Кронштадский. Аминь.

 

 

Использованнная литература:

 1. Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на Послание к Колоссянам.

М., Паломник. 2003г.

          2.   Архимандрит Рафаил (Карелин). На камене веры. Вопросы и ответы.

      Самара, 2008г.

3.  Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М.,ПСТГУ,

2013г.

4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

5. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан.

6. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы 5-8 веков.

7. Священномученик Игнатий Богоносец. К Смирнянам. (Писания мужей апостольских).

8. Диакон Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения. М., 2012г.


 OfficeFurniture template with WordPressORG
Ждановский завод "Азовсталь"

Москва 2017 год от Рождества Христова и 7525 год (новолетие 14 сентября) от сотворения мира