Огласительные беседы перед Крещением. |











Огласительные беседы перед Крещением.

Беседа первая

     Приветствуем в нашем храме людей, желающих принять крещение, а также восприемников и родителей крещаемых.

     В беседах перед крещением мы поясняем смысл и цель Таинства крещения, уточняем у пришедших, знают ли основные молитвы, читают ли Евангелие, что знают о православном учении?

     Для сознательного крещения взрослому человеку нужна подготовка, необходимо изучение истин нашей веры, чтение Священного Писания. Разумеется, взрослые люди должны уже иметь веру, иметь покаянное чувство, желание жить согласно с заповедями Божиими.

     В Православной Церкви детей (младенцев) крестят по вере родителей и восприемников (крестных), которые за детей приносят определенные обеты перед Богом и обязуются научать детей вере, воспитывать как православных христиан.

      В наших беседах мы коснемся некоторых вопросов, которые необходимо понимать перед таким важным событием в жизни – принятием Святого Крещения.

                                      Итак, что такое Крещение?

     Крещение- это первое по времени установления христианское Таинство, позволяющее человеку вступить в Церковь.

     В православном катехизисе говорится, что «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и призывании крестящим имени Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую». Поэтому Крещение  называется вторым, духовным рождением или рождением от воды и Духа.

     Само определение Таинства крещения говорит о том, что оно связано с важным переломом в жизни человека! В Евангелии Господь нам заповедует: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3.5-6)

    Значит, без таинственного крещения, установленного самим Господом, нельзя войти в Царство Божие и наследовать спасение.

                       Рассмотрим, зачем нужно спасение?

     Происходя от Адама, согрешившего и осужденного, всякий человек рождается грешным и виновным перед правосудием Божиим. Поэтому все люди, рождающиеся по-плотски, чужды жизни духовной, богоугодной и вечноблаженной, которая была свойственна первым людям Адаму и Еве, созданным по образу и подобию Божию для блаженного бессмертия.

     И вот, в Крещении человек таинственным образом умирает, отрекаясь от грехов и страстей, и воскресает для новой жизни, ведущей в жизнь вечную!

    Крещение очищает человека от первородного греха и от всех личных его грехов, содеянных вольно и невольно. Для младенца также важно очищение поврежденной грехом природы, которая неизменно наследуется от родителей.

    Взрослому человеку, готовящемуся принять крещение, необходимо веровать Богу, иметь желание следовать евангельским заповедям, участвовать в церковных Таинствах, богослужении, молитвах и постах. Духовное  рождение означает, что человек начал жить для Господа и других людей, обретая полноту жизни. Обращение ко Христу должно менять центр интересов крещеного человека.

     По объяснению святых отцов Церкви, в Крещении подается не только оставление грехов, но и помощь на будущее, чтобы он не делал грехов новых, подается знание того, что надобно делать, и вдыхается любовь к исполнению познанного.

 

 

      В то же время, христианин должен знать, что данный в Таинстве талант, как залог новой жизни, надо приумножать путем личных усилий.

      В Евангелии (то есть Благой вести) сказано, как Спаситель наш Господь Иисус Христос дал ученикам Своим  заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28.19.20).

      Научению основам христианской веры и служит так называемое оглашение, которое раньше проводилось в течение нескольких месяцев, а теперь, к сожалению, сводится к минимуму. Новокрещенные  практически будут самостоятельно постигать основы веры.

      В учение о вере нас вводит Символ веры – краткое изложение истин христианства. В этой молитве, которую на каждой Литургии поют все православные, в точных чеканных формулировках говорится, во что мы веруем.

    Символ веры был составлен на Вселенских Соборах в 4-м веке и содержит основные положения (догматы) нашей веры:

« 1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

   2. И во единаго Господа Иисусу Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся  быша.

  3. Нас ради человек  и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

  5. И воскресшаго в третий день по Писаниям.

  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном  споклоняема и сславима, глаголавшего Пророки.

  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. и жизни будущаго века.  Аминь.»

    Рассмотрим кратко смысл Символа веры по отдельным членам (или предложениям).

    В первом члене Символа веры говорится, что Бог – Вседержитель, так как Он содержит все в своей Силе, своей Воле. Там же говорится о Боге как Творце мира видимого и невидимого, создавшего мир материальный и духовный. Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух являются Троицей  Единосущной и Нераздельной.

    В творении Мира невидимого и видимого участвует вся Святая Троица.

    Здесь неприменимы законы арифметики, но чтобы легче воспринять это положение, можно воспользоваться аналогией: мы хорошо и сразу понимаем, что такое «солнце»: оно одно, но состоит из физического тела, солнечных лучей и тепла. И разъять их невозможно! 

    Этот догмат о Пресвятой Троице выведен из Божественного Откровения, приведенного в Евангелии. И Отцы Вселенских Соборов засвидетельствовали эту вероучительную истину, принимаемую всей полнотой Православной Церкви.

    Сначала Бог сотворил мир невидимый, то есть духовный, ангельский. Ангелы – это духи   безплотные, обладающие свободной волей и определенными силами. Затем, как написано в Библии, был сотворен мир видимый, то есть материальный, весь космос. Бог сотворил и весь животный мир, и, наконец, сотворил человека, как венец творения, который должен был объединить видимый и невидимый мир.

     Поподробнее можно рассмотреть о сотворении человека, о жизни первых безгрешных людей в Раю, о грехопадении и катастрофических последствиях этого, прочитав первые главы книги Бытия ( это как домашнее задание).

    Бог при творении человека вдохнул в него «дыхание жизни», то есть благодать Святого Духа. И человек создан был для того, чтобы жить в единстве с Богом, постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и радости. «По образу и подобию Божию» сотворен человек, будучи разумным, со свободной волей, потенциально нетленным и безсмертным. В Библии говорится: « Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть» (Книга Прем. 2. 23-24).

                                  Как же вошла в мир смерть?

     Бог дал первым людям Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они добровольно нарушив заповедь, согрешив, послушав злого духа, отпали от Бога.

    «Первозданный Адам, будучи в Раю, по внушению змия впал в гордость, и возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от запретного плода древа познания добра и зла, от которого Бог повелел ему не есть» (Св.Симеон Новый Богослов).

      Тогда же Адам и Ева , вкусив плод запрещенного древа вопреки воли Божией, сразу же почувствовали себя лишенными благодати Божией, «почувствовали наготу свою» посреди непорочного Божьего творения. И им захотелось закрыться и скрыться.  «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».

    Господь всемилостивый открывал согрешившим возможность покаяния! На вопрос Бога: Адам, где ты? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Можно было бы Адаму сказать: согрешил я, нарушил заповедь, не должен был слушать никого, кроме Тебя! Но Адам стал оправдываться: «…Жена, которую Ты мне дал, она мне дала (плод) от дерева, и я ел». И Ева могла бы сказать: прости меня, Господи! Поверила я, глупая, какой-то ползучей твари, усомнилась в Твоих словах! А она, как будто тоже совсем ни причем, сказала : «змей обольстил меня, и я ела».( Быт.3.7-13).

       Тем самым наши прародители укрепились в своем прегрешении, в нежелании открыто покаяться Богу. Они прятались от Него «между деревьями рая». Вот как помрачился их ум, пострадала душа. И тогда Бог вывел их из рая, из райского состояния, чтобы зло, вошедшее в природу человеческую, не смогло бы пребывать там вечно, но чтобы можно было опять восстановить человека.

     «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после…умер и телом, ибо смерть души есть отделение от нее Духа Святого, а смерть тела есть отделение от нее души» — пишет Симеон Новый Богослов.

      Согласно первозданной иерархии человеческой природы, дух человека должен жить Богом, душа – духом человека , а тело – душой. «Но грех перевернул все с ног на голову, и телесные потребности подчинили себе душу, а духовное смешали с  земным» . Так изменилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганиям, усталости, старости, смерти.

      Растлилась и нравственная природа человека: в душе, лишенной благодати Святого Духа, со временем стали появляться «плоды древа познания» — зависть, лукавство, ложь, ненависть, славолюбие, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло…

     Человек в падшем состоянии уже не чувствует Бога, как Адам в раю до грехопадения, не может « видеть Его», но может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним!

     Человек стал рабом страстей, а диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Вот так произошло рабство греху, страстям , диаволу, появилось тление и смерть.

     Итак, первородный грех как нарушение заповеди Божией, преступление, преслушание, привел к тому, что «грех вошел в мир, а грехом – смерть» (Рим. 5.12).

     И дети падших Адама и Евы рождались (и рождаются теперь) по их «образу и подобию» с наследственными греховными чертами.

     Значит, первородный грех передается по наследству и заключается, во-первых, в отпадении человека от благодатной жизни и, во-вторых, в искажении природы и порче естества его.

     Значит, нам всем нужно спасение, то есть, восстановление связи с Богом и восстановление падшей природы. Человеку самому это сделать невозможно, но все возможно Богу, обещавшему падшим людям послать Сына Своего, Который  придет в мир, чтобы спасти его от греха, тления и смерти.

     И пришел на землю Сын Божий, Иисус Христос, родившись не обычным образом, а от Духа Святого и Марии Девы, сделавшись Человеком, не переставая быть Богом.

     Вернемся к рассмотрению Символа Веры,    где об этом говорится так:

2. И во Единого Господа Иисуса Христа…  ( просим прочитать крестных)

    Это значит, что мы православно веруем, что Сын Божий – Второе Лицо Пресвятой Троицы, рожденный прежде всех веков, то есть также вечен, как и Бог Отец, рожден как Свет от Света, имеет одно существо Божественное с Отцом, и воля Сына едина с волей Отца.

3. Сын Божий сошел с Небес ради нас, чтобы спасти от осуждения и смерти вечной, воплотился, принял тело человеческое от Пречистой Девы Марии, и не переставая  быть Сыном Божиим, сделался Сыном Человеческим, т.е. Человеком совершенным и безгрешным, иначе говоря, Вторым Адамом, только без греха.

4. Как Человек, Он испытывал земные невзгоды, усталость, потребность в пище и во сне, в отдыхе и т.п. Он испытывал и нравственные страдания, как все люди… Он был предан  одним из Своих учеников, был приговорен  на позорную смерть с разбойниками на кресте, и пошел на эту смерть добровольно, чтобы нас избавить, искупить от смерти, которую навлек наш праотец Адам по своеволию.

    Господь Иисус Христос –Спаситель, мучительно страдал и умер на кресте, чтобы нас освободить от страданий и смерти вечной!

    Вспомним: от древа добра и зла было вкушение плодов, принесших смерть…  А Сын Божий, распинаясь на древе Креста, искупает нас и спасает от вечной смерти… И древо Креста, освятившись через Жертву Богочеловека, становится из орудия позорной казни Оружием против диавола.

   Это надо стараться усвоить нам, т.к. мало кто до конца понимает всю серьезность призвания в христианство (через Крещение) и опасность возможной гибели, если не отвергаем от себя «духа мира сего», враждующего на Бога  и постоянно обольщающего нас.

5. Богочеловек Иисус Христос воскрес в третий день, сделавшись « первенцем, воскресшим из мертвых» (1Кор.15,20) , и как Он воскрес, так и нам предстоит воскреснуть в конце мира.

    Как учат Святые Отцы, Христос воскресший имеет нетленное тело, которое не испытывает уже голода, жажды, ему нельзя причинить какую-то физическую боль…  Как пишет Апостол Павел (1 Кор.15,42-44) «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстанет в  силе; сеется тело душевное, восстанет тело духовное».

6. В сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос вознесся с Телом на  Небо, и воссел рядом с Отцом (одесную т. е. справа, по  правую руку – означает ,что Он имеет такую же власть, силу и честь, как и Бог Отец, управляя вместе с Отцом всем видимым и невидимым миром).

   Богочеловек Иисус Христос в себе Самом соделал тело человеческое нетленным и вознес его на Небо, туда, где Его Отец; вознес туда нашу человеческую природу, как бы прорвав средостение, образовавшееся после грехопадения первых людей.

7. Господь Иисус Христос опять придет на землю видимым образом, но только не так, как в

первый раз, когда о рождестве Его знали немногие, но Он придет в великой славе со Ангелами, чтобы судить всех живущих и умерших. А после Суда настанет нескончаемое Его Царство. И все, кто соединился со Христом, будут с Ним и там, в вечной жизни.

    И ради этого, чтобы соединиться со Христом, чтобы получить спасение, мы и принимаем Крещение и другие Таинства нашей Церкви, становимся христианами, детьми Божиими.

8.Как христиане, мы еще веруем в Третье Лицо Пресвятой Троицы, в Духа Святого, который дает всему жизнь. Как учит наша Церковь, «Дух Святой предвечно от Отца исходит», и Ему мы поклоняемся и почитаем так же, как  Бога Отца и Бога Сына. Он, вечный Дух Истины, еще в древности открывал Пророкам  учение веры и тайны будущего.

9. Мы веруем в единую Апостольскую Церковь, основанную Господом Иисусом Христом, и управляемую Им через законно поставляемых епископов.

Церковь едина, т.к. имеет одного Главу- Господа, она является одним духовным телом, даже Богочеловеческим организмом, она одушевляется одним Духом Святым.

    Церковь едина и единством веры, духовного опыта, устроением духовной жизни  и связью времен и всех святых.

    Церковь Святая – т.к. создана была, когда Дух Святой сошел на Апостолов, а Господь ранее сказал: « Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

    Церковь называется  Соборной, т.к. основана на соборе всех Апостолов, включает в себя Поместные церкви, православно верующих и святых всех времен, мест и народов. В этом можно убедиться, заглянув в наш церковный календарь, где ежедневно отмечаются, поминаются и празднуются наши святые различных времен, мест и народов.

    Церковь Апостольская неизменно и непрерывно сохраняет от Апостолов учение и преемство Даров Святого Духа через рукоположение епископов и священников.

10. Мы исповедуем и признаем, что  Крещение не повторяется, т.к. это Таинство духовного рождения, которое должно быть одно.

11 и 12. И мы ожидаем , что все умершие (мы говорим — усопшие) воскреснут, т.е души соединятся с своими телами, которые будут нетленными, и тогда настанет жизнь вечная, нескончаемая жизнь будущего века. Аминь, истинно так!

    Так веруя, мы должны и эту земную жизнь проводить соответственно вере, участвуя в церковной жизни, в Таинствах, в богослужениях и праздника Церкви, основные из которых можно перечислить, читая Символ веры. Кто из присутствующих может их назвать?

    Все сказанное в этой беседе необходимо знать и помнить, чтобы понимать то, что будет совершаться во время  Таинства Крещения.

    О самом Таинстве, о его чинопоследовании  мы будем говорить в следующей беседе.

 

Беседа вторая

О чинопоследовании Таинства Крещении и крестных родителях

     Для крещения младенца, (а иногда и взрослого — как младенца духом), необходим восприемник: крестный отец обязательно нужен для мальчика и крестная мать — для девочки.

     Восприемников может быть и двое, как принято в нашей церкви.

     Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником.

Крестных именуют также духовным отцом и духовной матерью неспроста. На них ложится серьезная ответственность перед Богом – сделать все, чтобы возрастить в своих крестниках зерно веры, залог жизни вечной, полученные во святом Крещении.

     Поэтому крестный (крестная) должен быть не просто верующим, но и человеком воцерковленным, чтобы научить крестника (крестницу) по мере их возрастания обращению к Богу с молитвой, участию в Таинствах Церкви. Иначе, без живой связи с Господом, без общения с Ним в Таинствах дар Крещения останется нераскрытым, как семечко, упавшее в землю и не проросшее в положенное время ( хотя дар Крещения не исчезает окончательно, как учит нас Церковь).

      Крестный не может отсутствовать во время Крещения, не назначается заочно, т.к. сам должен будет непосредственно участвовать в Таинстве. Во время крещения младенца именно крестные дают ответы за дитя на вопросы священника об отречении от сатаны и сочетания со Христом, читает Символ Веры, воспринимает крестника от купели.

     Таким образом между крестником и крестным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

    Заметим, что восприемниками не могут быть люди, ведущие явно греховную жизнь, или некрещеные, или неверующие, или неправославного вероисповедания.

    Также не могут быть крестными малолетние, не знакомые с православным вероучением, а также люди с психическими расстройствами (недееспособные).

     Восприемниками обычно не бывают монашествующие.

     Родители не могут быть крестными своих детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками одного младенца. Но муж и жена могут стать крестными разных детей одних родителей.

     Кроме того крестники, воспринятые одним и тем же крестным (крестной) , становятся духовными братом и сестрой, что влечет за собой ограничения для обычного брака между ними.

     Время крещения строго не определено, не ограничено. Обычно это могут определять сами родители в зависимости от семейных или иных обстоятельств.

     Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и в богослужениях тогда можно молиться о нем. При Крещении человек обретает Ангела-хранителя, и ему после Крещения можно приступать ко всем другим Таинствам, а главное, приобщаться Святых Христовых Таин. Поэтому и младенцу, и взрослому человеку надо креститься, как только созрело решение, не откладывая на неопределенный срок.

               Порядок  (чинопоследование) Крещения обычно таков.

     Совершению Таинства  предшествуют особые молитвословия. Если предстоит крестить младенца, то над его матерью читается так называемая молитва сорокового дня. Так священником испрашивается  исцеление и очищение матери и прощение ее грехов, при этом молятся о спасении и сохранении матери и младенца, чтобы Господь укрепил их силы.

     Перед Крещением обычно нарекается имя (младенцу и взрослому) в честь Святого, чья память празднуется либо в день рождения, либо в один из ближайших дней, либо в день крещения. Впрочем, возможны и другие варианты.

     Священник молится, чтобы в уме и сердце данного человека, принимающего крещение, запечатлелся крест Христов и он стал бы настоящим христианином.

   Имя, данное в Крещении, является печатью Божественной, хотя невидимой для людей, но видимой в духовном мире.

     Святое имя – это первая и самая главная собственность ребенка, и дается оно затем, чтобы придя в возраст, узнал о житии своего святого покровителя, молился ему, подражал его добродетелям. Тогда святой, призываемый в молитвах, будет небесным ходатаем перед Богом за этого христианина.

     В день своего Святого, т.е в день тезоименитства, празднуем свои именины, обычно и причащаемся Христовых Таин.

    Далее, крещаемый взрослый человек снимает с себя верхнюю одежду в знак покорности и смирения, в знак того, что он сознательно отрекается от прежней, обычно греховной жизни; он встает лицом к востоку (т.е лицом к алтарю храма), что символизирует страну света, (где восходит солнце), Царство Небесное, где Солнце Правды – Господь Бог наш.

    Далее следует возложение руки священника на голову крещаемого в знак защиты и благословения. Это здесь рука самого Господа, который с этих пор берет под свою защиту и покровительство пришедшего к нему человека.

    Затем совершаются последовательно: оглашение, отречение от сатаны и сочетание со Христом.

    В чине оглашения читаются три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает именем Господа Иисуса Христа диаволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит их прочь.

   Сделаем некоторое важное примечание. Зло – это не только нежелание добра, но и присутствие вполне реальной темной злой силы, хотя источник этого присутствия для человека может быть не сразу ясным и осознаваемым. Под влиянием темной злой силы , мы не только , например, не прощаем обид, но пытаемся найти еще более злые слова, а то и действия, чтобы отомстить обидчику, заставить его страдать. Такое ощущение зла, как  силы, которая овладевает нами и управляет нашими делами, словами и помыслами, знакомо всякому, кто серьезно оценивает свои поступки.

     А какой источник этого зла?

     Предводитель темных сил, Люцифер, поначалу принадлежал к самым первым, самым лучшим созданиям Божиим, к ангельскому миру. Он обладал могучим разумом и свободной волей. Возгордясь своим совершенством и красотой, он захотел стать равным своему Создателю, Творцу Богу своему, стать независимым от Него. И свою  «свободу вожделенную» осуществил в гордости, в отрицании, ненависти и бунте против Бога; вовлек в бунт треть ангелов, теперь называемых падшими ангелами или бесами, или злыми духами.

     Священное Писание так повествует нам о падении Люцифера : «Как упал ты с Неба, разбился о землю… А говорил в сердце своем : «взойду на Небо выше звезд Божиих, вознесу престол мой и сяду… в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Ис. 14,12-15)

     Когда же были сотворены люди , призванные для блаженства с Богом, которого лишился Люцифер, (теперь называемый диаволом, т.е противником или сатаной, т.е лжецом), то он по зависти и ненависти своей обратил свое существование на то, чтобы губить человеческие души. Обольщая людей многими способами, он хочет отвести нас от Бога и сделать, подобно себе, наследниками вечного огня, вечной смерти.

    Для людей, далеких от Церкви, свойственно заблуждение, что злых духов не существует, что изобретателем зла является только человек. Такое отношение приводит к серьезным ошибкам и, в результате, к неспособности противостоять злу.

    Но с Божьей помощью побеждается любая сила тьмы, любое зло. Главное, хранить верность Богу, Его спасительным заповедям, тогда диавол и бесы  с их  ухищрениями будут бессильны.

     Священник молится Господу: «Избавь его (крещаемого)  от рабства греху, прими  в Царство Твое пренебесное…» Тогда лукавый, укрывавшийся в сердце некрещенного человека, изгоняется из него Именем Божиим. После крещения человек искушается только извне, а не изнутри, как ранее.

     Крещаемый и сам должен отречься от сатаны и всех дел его.

     В знак отречения он вместе со священником (и со своим восприемником) оборачивается к западной стене храма. Священник троекратно спрашивает: «Отрицаешь ли ся сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Крещаемый или восприемник младенца трижды говорит: «Отрицаюся».В знак отвращения и отрицания от сатаны он дует и плюет на него (за младенца это делает восприемник).

     После этого, объявив свое отношение к сатане, как отцу греха и лжи, человек поворачивается в востоку, ко Христу-Свету мира, духовному Солнцу. Так человек объявляет о своем желании соединиться со Христом, стать воином Христовым и дает обет (как присягу!) быть верным Ему до конца. Священник трижды спрашивает: «Сочетаваеши ли ся Христу?», а крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся» — на церковнославянском языке, языке молитв и богослужений.

      Это решение принимается раз и навсегда, оно не должно пересматриваться в зависимости от обстоятельств, это же клятва верности, веры. Вера не означает одного согласия ума с набором вероучительных положений и механического исполнения обрядов, но…

     Вера – это верность, доверие, полная отдача себя воле Христа Бога нашего, воле благой и спасительной: « Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть»,-говорит Господь(Мф.11.30)

     Далее по чину следует чтение Символа веры, как гласное исповедание своей веры, как главного оружия в духовной борьбе! Потом крещаемый (или восприемник) , осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое поклонение Богу необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе и со Христом.

     Далее начинается важная часть чина Крещения – освящение воды для Таинства. Допускается пользоваться и ранее освященной водой.

     Вода, как мы узнаем из Библии, это первичная материя, она лежала в основе сотворенного мира. Вода – животворящая сила, имеет глубокое символическое значение.

     Вода очищает, освящает, возрождает, обновляет нас.

     Священник молится, чтобы вода освятилась посещением Святого Духа, который дает воде силу избавлять от грехов, очищать и возрождать душу и тело.Священник трижды дует на воду и творит знамение Креста с молитвой: « Да сокрушатся под знамением Креста Твоего вся сопротивные силы». Таким образом вода очищается и становится средой Божественного присутствия.

      Далее происходит освящение елея в том же порядке, как освящение воды. Допускается применять ранее освященный елей. На воде делается крестное знамение освященным елеем (растительным маслом). С древности масло употреблялось как средство лечения ран, использовалось в светильниках. Поэтому елей – символ исцеления и света. Елей еще и знак примирения Бога с человеком. Как написано в книге Бытия, во время Всемирного потопа Ной выпускал из ковчега голубя, который принес ему свежий масличный лист оливкового дерева; это был знак того, что Бог помиловал людей и прекратил потоп, «что вода сошла с земли» (Быт.8,11).

       Итак, елей в купели крещения означает полноту жизни и радость примирения с Богом.

Этим «елеем радования» помазываются крестообразно лоб, грудь, руки, ноги крещаемого — во освящение всех сил и органов человека, вступающего в завет с Богом.

       И вот наступает самый главный момент совершения Таинства. Священник, обращая крещаемого в востоку, произнося крещальную молитву, так крестит  его в купели:

«Крещается раб Божий (раба Божия, имя крещаемого) во имя  Отца»- и погружает в воду. И поднимает из воды, произносит «Аминь». Погружает во второй раз, говоря «  И Сына».,  и возводя из купели : «Аминь». Погружая в третий раз, произносит: « И Святаго Духа», и поднимая из воды, говорит «Аминь».    

      Трижды совершается погружение в честь Святой Троицы и в воспоминание трехдневного пребывания Спасителя во гробе после распятия. При этом купель символизирует пещеру, где был погребен Господь Иисус Христос. Погружение в воду – это образ приобщения смерти и воскрения со Христом. Так человек не только разумом принимает вероучение христианства, но и переживает его всем существом.

     Перед крещением младенцев восприемники держат своих крестных детей на руках (можно или крестной, или крестному), а из купели принимает от священника мальчика – только крестный, девочку – крестная (на чистую пеленку или полотенце, чтобы сразу  протереть ребенка).

     После этого новокрещенный облачается в белую одежду (крестильную рубашку нужного размера). Облачение христианина в белую одежду, которую отцы Церкви называют «блистающей ризой, ризой царской, одеждой нетления», является знаком восстановления его истинной природы, символизирует чистоту души, вышедшей из купели и очищенной, и освященной.

      Вместе с белой одеждой на человека возлагается нательный крест, это не украшение, а символ нашего спасения от рабства греху и вечной смерти, т.к. спасение это осуществилось через смерть Спасителя на Кресте. Нательный крестик – это напоминание и исповедание нашей верности Христу.

     Тайна Крещения велика. Крестившийся человек становится сыном или дочерью света, наследником вечных благ, нетления и жизни вечной, которая дается Христом. Душа получает благодатную одежду, сотканную из благодати  Святого Духа. В купели крещения начинается Царство Небесное, которое «подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на поле своем», т.е Господь посеял в сердце человека в Таинстве Крещения.

Таинство миропомазания.

      По уставу нашей Церкви, тотчас после облачения в одежду, священник совершает еще одно Таинство – Миропомазания. В Православном катехизисе об этом Таинстве пишется:

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя  Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

     Миро – это благовонное вещество, смесь многих масел, оно готовится и освящается один раз в году Патриархом в Великий четверг, на страстной неделе перед Пасхой.

     Хотя Миропомазание – это отдельное Таинство, оно по традиции Православной Церкви составляет одно целое с Крещением, т.е. совершается одновременно.

      Мы знаем, что в Крещении человек получает новую жизнь во Христе, а в Таинстве Миропомазания ему даются благодатные силы жить по заповедям Евангелия, силы бороться с искушениями и приражениями злых духов.

      Миропомазание называется Таинством усыновления Богу, оно делает нас чадами Божиими (и братьями и сестрами, отсюда пословица: «Миром мазаными»).

        Священник со словами: «Печать дара Духа Святаго» крестообразно помазывает лоб новокрещенного (что означает освящение ума, мыслей), затем грудь (освящение сердца и желаний), глаза, уши, уста, ноздри – освящение чувств, руки и ноги – освящение дел и всех поступков христианина. Теперь благодать Святого Духа будет просвещать ум, хранить сердце от злых желаний, укреплять волю в делании добра.

      Но эти дарования будут действенны только при собственных усилиях христианина в исполнении заповедей Христовых.

      Сподобившись святого Миропомазания, человек именуется «помазанным», т.е. христианином («христос» греческое слово означает «помазанник»)

      Затем совершается шествие вокруг купели. Священник вместе с новокрещенным и восприемниками,  держащими в руках горящие свечи , трижды обходит вокруг крещальной купели, идя как бы навстречу солнцу. Это означает, что крещенный человек идет навстреч Христу- Солнцу Правды! В это время поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Значит, во Христа облеклись! Круг – символ вечности, а троекратное обхождение – символ начала вечной жизни с Богом, вечного общения с Ним во Христе, приближения к Нему.  И восприемники также участвуют в этом шествии, выражая обещание не оставлять крестника, всегда заботиться о нем, о его духовном состоянии.

      Шествие вокруг купели напоминает древнюю традицию, потому что после крещения обычно шли на Пасхальную Литургию.

    После  читаются из Священного Писания  Апостол (см. Рим.:,3-11) и Евангелие (Мф.28,16-20), потом произносится  молитва «Помилуй нас, Боже…» в которой есть особые прошения о восприемнике и новокрещенном.

      В прежние времена новокрещенный взрослый ходил в светлой одежде целую неделю после крещения. И святое Миро также оставалось на его теле целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Евхаристии, т.е. Причастия, и готовился к нему. В наше неблагоговейное время  после  чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв, священник специальной губкой отирает те места на теле, которые были помазаны, чтобы святыню Мира предохранить от какого-либо осквернения.

     По омовении Мира священник  говорит: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

      Далее следует чин пострижения волос. Пострижение – это символ и послушания, и жертвы. Волосы приносятся Богу как знак доверия Ему, как небольшая, но искренняя жертва ( у младенца и нет более ничего). Так человек обещает Богу принести в ответный дар свою добрую жизнь, мысли и чувства, иначе говоря, быть рабом Божиим.

      В этом добровольном рабстве Богу нет ничего унизительного, наоборот, только отдав себя в послушание Богу, человек обретает подлинную свободу; он освобождается от самого худшего рабства- рабства своим грехам, страстям, пагубной гордыни…(вспомним о грехопадении первых людей и его последствиях!)

     В заключение происходит чин воцерковления, которое означает полноправное вступление в Церковь, введение новокрещенного в храм Божий. Этот обряд совершается и над младенцами, подобно тому, как Матерь Божия, Пресвятая Богородица, на сороковой день после рождения Своего Сына Иисуса принесла Его в храм, чтобы по закону посвятить Богу.

     Священник после молитв на воцерковление, взяв  ребенка на руки, подносит его к Царским вратам (взрослого крещеного человека подводит за руку) и произносит: «Воцерковляется раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. Внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».

      Если воцерковляется девочка (или женщина), она прикладывается к обеим половинам Царских врат. Если воцерковляется мальчик (или мужчина), то священник входит с ним в алтарь, обходит вокруг Престола и выходит из алтаря. Затем также  он прикладывается к обеим иконам на Царских вратах. Священник произносит молитву «Ныне отпущаеши…», затем дает всем присутствующим целовать крест.

                                                 Заключение

       Итак, в  жизни человека произошло великое событие – открылся спасительный и радостный путь к Отцу Небесному.

        Благодатная сила Божия, принимаемая в Крещении и Миропомазании, всегда будет сопутствовать христианину; призывать к добру и покаянию, но не насильно, не принудительно. Она, как вода, питающая корни дерева, будет питать душу человека, помогая ему расти духовно.

        Многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и от них больше ничего не требуется. Но это же заблуждение. Крещение – это только первый шаг в жизни во Христе. Если бы человек, живя обычной жизнью на земле, мог бы не грешить больше… Но увы, грешим волей и неволей…  И без собственных усилий наша духовная жизнь замирает, «ибо без нас Бог нас не спасает».

       Только взаимодействие нашей воли с Божественной волей дает спасительный результат. Связав свою жизнь с Церковью, с этим «кораблем спасения» — храмом, мы всегда найдем здесь необходимую помощь и поддержку от Бога: в  Таинствах Исповеди и Причащения, во всех богослужениях, молитвах. 

 

 

При составлении бесед использованы источники:

  1. Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный катехизис Православной церкви. М; Благозвонница, 2011г.
  2. Архимандрит Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми. М; Лептокнига, 2012г.
  3. Протоиерей Вячеслав Резников. Твое Крещение. М; «Покровский храм», 2013г.
  4. Таинство Крещения. Брошюра. М; Сретенский монастырь, 2012г.

 

        


 OfficeFurniture template with WordPressORG
Ждановский завод "Азовсталь"

Москва 2017 год от Рождества Христова и 7526 год (новолетие 14 сентября) от сотворения мира