Сохранившиеся документы XVI–XVII вв. о землевладениях Чудова монастыря вокруг современных Митино, Рождествено и Путилково



1507 год

1521 год

1552 год

1556 год

1563/64 год

1567/68 год

1573/74 год

1584–1586 годы

1585 год

1646 год

1652 год

1653/54 год

1678 год

Комментарий к документам


1507 год, 7 августа

Разъезжая архангельского судьи Юрия Безобразова и чудовского судьи тиуна Ивана Кирея Климентьева сына Ольгова (по тяжбе между протопопом Архангельского собора Михаилом и архимандритом Чудова монастыря Феогностом) архангельской земле с. Плотничье с чудовской землей сельца Уваровское в Горетове стану Московского уезда

По грамотам великого князя Василья Ивановичя всея Руси, став перед судьями перед Юрьем Безобразовым да перед великого князя тиуном перед Иваном Киреем Климентиевым сыном Ольгова меж арханъильские земли Плотницкие да Чюдовъского монастыря земли Уваровъские на речке на Большой Бане арханъильскои протопоп Михаило да поп Иван, да поп Леонтеи, и во всех попов место арханъильских да в чюдовъского анхимарита место Фегнастово, старци Логин да Роман да казначеи Гарасим, и во всее братьи место Чюдовского монастыря, а ркучи: «Били есмя, господине, челом великому князю, а просили у него судьи, яз, господине, протопоп Михаило, да поп Иван, да поп Леонтеи, и все попы арханъильские на чюдовъского анхимарита Фегнаста з братьею, что ся у нас въступают в аръханъильскую землю в Плотницкую, и князь велики, господине, нам дал на ту землю судью тебя, Юрья Безобразова».

А чюдовские старци Логин да Раман да казначеи Гарасим тако рекли: «А наш, господине, чюдовскои анхимарит Фегнаст з братьею били челом великому князю и просили, господине, судьи на протопопа на Михаила и на его товарищов на арханъильских попов, что ся у нас въступают в монастыръскую землю в Вуваровъскую, и князь велики, господине, нам дал судью тебя, великого князя тиуна Кирея Ольгова. И мы, господине, обои исци, положылися о тех землях на старожыльцов великого князя хрестьян на арханъильских хрестьян на плотницких да на чюдовских хрестьян на уваровъских, на плотницких хрестьян на Труфаника на Иванова сына да на Родивона на Павлова, да на Ивашка на Мякуна на Лукина сына, да на Илью на Люснина, да на Юшка на Иванова сына Кальясова, да на Ивашка на Селютина, да на чюдовъских хрестьян на Ондрона на Петрова да на Клима на Матвеева сына Скорикова, да на Якуша на Онофреева, да на Митю на Борисова, да на Миню на Семенова сына Гурасова, а во се, господине, те обои старожыльци перед вами. А поедите, господине, за ними, куды, господине, те старожыльци поидут, то, господине, нам и межа».

И судьи спросили арханъильских старожыльцов Труфана Иванова сына да 1 Родивона Павлова сына, да Ивашка Мяки, да Ильи Люснина, да Юшка Иванова сына, да Ивашка Селютина, да чюдовъского монастыря старожыльцев Ондрона Петрова да Клима Матвеева, да Якуша Онофреева, да Мити Борисова, да Мини Семенова: «Скажыте в Божью правду, знаете ли вы, куды межа арханъильскои земле Плотниче с Чюдовъского монастыря землею Уваровъского селця».

И арханъильские старожыльци Труфаник да Родивонко, да Ивашка Мяка, да Илеика Люснин, да Юшко Иванов, да Ивашко Селютин, да Чюдовъского монастыря старожыльци Ондрон Петров да Клим Матвеев, да Якуш, да Митя Борисов, да Миня Семенов, обои старожыльци тако ркли: «Знаем, господине, межы арханъильскои земле Плотниче с чюдовъскою землею с монастыръскою Уваровъского селця, а поедите, господине, за нами, мы, господине, вам тем землям межы укажом».

И повели обои старожыльци межею от речки от Большей Бани врагом вверх меж Кузнецевъские деревни и Ондроновы да на осину, а от осины старою межею налево г горе подле осек до Проклятые дороги да дорогою направо, да пошод дорогою, да налево старою межею х Климове деревне на вымол, да поперек болотця леском старою межею к Еуртовъскои огороде, да возле огороду до просельские дорожки, да просельскою дорожкою до Уваровъского поля до осечища, да возле осечищо поперек леса по старым гранем до Проклятые дороги, да Проклятою дорогою налево х Павшынскои деревне к Вославлю к великого князя земле.

И туто став, обои старожыльци арханъильские и Чюдовъского монастыря тако ркли: «Правая, господине, сторона земля арханъильская Плотничя, а левая, господине, сторона земля Чюдовъского монастыря селця Уваровъского».

И судьи спросили арханъильского протопопа Михаила да попа Ивана, да попа Леонтия, да Чюдовского манастыря старцев Логина да Рамана да казначея Гарасима: «Такова ли вам межа люба, куды ваши обои старожыльци вели, арханъильские и Чюдовского монастыря?»

И арханъильскои протопоп Михаило да поп Иван, да поп Леонтеи, и во всех попов место аръханъильских, да Чюдовского монастыря старци Логин да Роман да казначеи Герасим, в анхимариче место Фегнастово и всее братьи Чюдовского монастыря, тако ркли: «То, господине, нам межа арханъильскои земле Плотниче с чюдовскою землею с Уваровъскою, куды, господине, те наши обои старожыльци вели».

И по тому судьи велели по той меже грани покласти и ямы покопати, правая сторона земля арханъильская Плотничя, а левая сторона Чюдовъского монастыря сельця Уваровъского.

А на розъезде были Офонасеи Васильев сын Дудин да сотцкои Григории 2 Немиря Фомин сын Коскина, да Иван Сорвач Селиванов сын, да Гридя Софьин, да десятцкои Горетовского стану Федько Иванов.

А к сеи розъежщои грамоте судьи Юрье Безобразов да великого князя тиун Киреи Ольгов и печяти свои приложыли лета 7000 пятагонадесять августа 7 день.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • сельцо Уваровское
  • деревня Кузнецевъская
  • деревня Ондронова
  • деревня Климова
  • чудовские крестьяне:
    • Ондрон Петров
    • Клим Матвеев
    • Якуш
    • Митя Борисов
    • Миня Семенов

Подлинник: РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. № 15168.

Текст приводится по кн.: Кистерев С. Н. Акты московского Чудова монастыря
1507–1606 годов // Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 59–234, здесь с. 60–61.

К началу страницы


1521 год, январь

Купчая архимандрита Чудова монастыря Ионы с братьею у Ивана Иванова сына Гаврилова Заболоцкого на деревни Гарлаково, Бирниково, Приездово и Липняг в Горетове стану Московского уезда

Се яз, чюдовскои архимандрит Иона, с своею братьею с старцы с Тиханам з Басаргою да с Романом, да с Логином, да с Фегнаст з Дубовиком, да с Варламом священником, да с казначеем с Ыевом, да с кеалрем с Пафнутьем, и со всею братьею купили есмя у Ивана Иванова сына Гаврилова Заболотцкаго его вотчину земли в Московском уезде в Горетове стану Ангельского села четыре деревни матери его данья Настасьины, деревню Гарлаково, деревню Бирниково, деревню Приездово, деревню Липняг да остров Стрелицу за рекою за Банькою да другои отсровок возле Волотцкую дорогу с луги и с лесы, и с пожнями по обе стороны Баньки реки вниз до Проклятыя дороги, и со всем с тем, что к тем деревням истарины потягло, куды ис тех деревень топор и окса и соха ходила. А дали есмя на тех деревнях и на островех, и на всем на том, что к тем деревням истари потягло, сто рублев да десять рублев да пополнку корову. А купили есмя ту землю деревни и отсровки в дом Пречистои и архангелу Михаилу и чюдотворцу Алексею впрок в монастырь без выкупу.

А на то послуси: брат его Семен Иванов сын Гаврилова да братанич ево Тимофеи Васильев сын, да братанич же его Федор 3 Семенов сын, да дьяк великого князя Алексеи Лукин.

А купчюю грамоту писал подьячеи казеннои Макар Федоров сын Воротилов лета 7029-го году генваря.

А пазади купчеи пишет: По сеи купчеи грамоте яз, Иван Иванов сын Гаврилова, вотчину сваю, четыре деревни и островы и со 4 всем с тем, что в сеи купчеи писано, продал и руку приложил. По сеи купчеи грамоте яз, Тимофеи, послух руку свою приложил. По сеи купчеи грамоте яз, Федор Семенов сын, послух и руку свою приложил. По сеи купчеи яз, Алексеи Лукин, послух руку свою приложил.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • деревня Гарлаково
  • деревня Бирниково
  • деревня Приездово
  • деревня Липняг

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1685 г.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 742/32997. Л. 306, 307

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 63–64.

К началу страницы


1552 год, 25 июня

Сотная с книг письма Дмитрия Андреевича Чеботова, Федора Ильича Челищева и Федора Никифорова сына Багракова на вотчины Чудова монастыря в Горетове, Банском и Вяземском станах Московского уезда

В Баньском стану Чюдовского же монастыря селцо Уваровское, а в нем двор монастырскои, а крестьян: (в) Удалои, (в) Сориха, (в) Федько, (в) Онтонко, да 4 пусты.

Того ж селца деревни:

(Дрв) Климова на речке на Бане: (в) Офромеико, (в) Степанко.

(Дрв) Митина: (в) Митька, (в) Савка, (в) Фефилко, (в) Родька.

(Дрв) Лаиково: (в) Ермак, (в) Трушка.

(Дрв) Минина: (в) Сенка, (в) Палка, (в) Сидько.

(Дрв) Степанкова: (в) Сенка, (в) Петрушка.

(Дрв) Приездова на речке на Бане: (в) Окъсенко, (в) Петрушка да Левка.

(Дрв) Облецовои: (в) Горяшко.

(Дрв) Берникова: (в) Федько, (в) Тиханко.

(Дрв) Хохлово: (в) Карпик, (в) Куземка.

И всего селцо да 9 деревень, да двор монастырскои, а крестьянских 23 двора, а людеи в них 24 человека, да 4 пусты. А сошные пашни четь сохи и полполполчети сохи. А давати им за дань и за посошнои корм, и за ямские денги, и за всякие подати 18 алтын и полденги, да за взруб и за городовые лесницы, и за воротные жиковины, и за замки, и за мостовое дело 5 алтын без полторы денги.

А у подлиннои сотнои грамоты писца Федора Ильича печать в конце. Да припись писца Федора Багракова.

УПОМИНАЮТСЯ:

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1685 г.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 742/32997. Л. 314–316.

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 102–104.

 

К началу страницы


1556 год, 28 мая

Жалованная обельно-несудимая, на данного пристава, двусрочная, на конское пятно, проезжая и заповедная (от ездоков и незваных гостей) грамота царя Ивана Васильевича архимандриту Чудова монастыря Левкию на монастырские вотчины в Московском, Дмитровском, Звенигородском, Коломенском, Хотунском, Зубцовском, Переславском, Угличском, Владимирском и Стародубе Ряполовском уездах

Се яз, царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми богомольца своего Архистратига Михаилова чуда и великого чудотворца Алексея митрополита Киевского и всеа [Ру]сии, что на Москве в Старом городе, архимариту Левкию з братиею, или кто по нем иныи архимарит будет. Что их села и деревни в Московском уезде и в ыных городех старинные и купли, и которые села и деревни довали им в монастырь князи и дети боярские, в Московском уезде … во Жбанском стану селцо Уварово з деревнями …

Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии.

УПОМИНАЕТСЯ:

  • сельцо Уваровское

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1620–1630-х гг.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 73. № 632/18198. Л. 429, 432–437.

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 113–116.

К началу страницы


1563/64 г.

Данная Ивана Яковлевича Мансурова архимандриту Чудова монастыря Левкию с братьею на сельцо Берново с деревнями в Горетове стану Московского уезда, с установлением права пожизненного проживания и с записью 1568 г. мая 23 о безусловном владении вотчиной Чудовым монастырем

Се яз, Иван Яковлевич Мансуров, дал есми в дом Пречистыя Богородицы чеснаго ея Благовещения и великому архистратигу Михаилу и чеснаго его чюдеси и святому великому чюдотворцу Алексею митрополиту киевскому и всеа Русии при чюдовском архимандрите Левкее да при старце Афонасье, бывшем благовещенском протопопе, да при казначее старце Панкратье Руготине, да при келаре старце Иеве Долгом, да при конюшем старце Гурье Курдякове да при житничном ключнике старце Феогнасте, да при чашнике старце Никоне, да при священникех старце Андреане, да при Пафнутье Руновском, и при всеи еже о Христе братии Чюдовскаго монастыря по отце своем Иякове, а во иноцех по Иосифе старце, да по матери своеи по Елене, да по первои жене отца моего по Марье, да по Дмитрееве дочери Кобелева, да по своеи жене по Марье, да и по своеи душе, и по всему своему роду в наследие вечных благ впрок без выкупу на поминок душам родителеи своих и своеи души отца своего и свою вотчину в Московском уезде в Баньском стану сельцо Берново з деревнями на речке на Ржавенке, а деревень к сельцу деревня Драчево, деревня Михня, деревня Высокое, и с семяны со ржаными и с еровыми, и с лесы, и с луги, и с пожнями, и со всеми угодьями, куды ис того селца и из деревень плуг и соха и коса и топор ходила, и со всем с тем, что к тому сельцу истари потягло.

И архимандриту и священником з братьею, или по нем иныя архимандриты будут у Чюда, и тем сельцом и деревнями и со всякими угодьи после моего, Иванова, живота владети. А при моем животе Иванове архимандриту Левкее и священником, и братье, или по нем иныя архимандриты будут, в то сельцо и в деревни не вступатись. А после моего живота Иванова архимандриту Левкее и священником, и братье, или по нем иныя архимандриты будут, ино им то сельцо и деревни в дому Пречистыя Богородицы честнаго ея Благовещения и у архистратига Михаила чеснаго его чюдеси и у святого великаго чюдотворца Алексея митрополита Киевскаго и всеа Росии впрок без выкупа в наследие вечных благ. А не продать его, ни променить, ни отдать никому, занеже дал есми то сельцо и деревни и со всякими угодьи по отце своем по Якове и по своеи матери, да по первои жене отца своего, да и по своеи жене, и по себе впрок без выкупа и в наследие благ.

А крепости у меня на тое вотчину в большои пожар на Москве погорели, по чему отец мои и яз тем селцом з деревнями владел. И ся моя даная грамата на то сельцо и на деревни и крепость. А сю есми даную грамоту у чюдотворца Алексея в раку положил, и архимандриту Левкее и священником, и братье тое даною грамоту взять в казну в монастырьскую и держати впрок без выкупа. А роду моему и племяни до тои вотчины дела нет.

И чюдовскому архимандриту Левкее и священником, и братье, или хто по нем иныя архимандриты будут, поминати отца моего Иякова, во иноцех Иосифа, и мать мою Елену, и отца моего первую жену, и мою жену, и после моего живота меня в году на наши памяти и в сенаник вседневнои написати к отца моего роду, а в год наши памяти пожаловати поминати архимандриту Левкее и священником, и братье отца моего и матерь, и отца моего первую жену, и мою жену, и после моего живота меня, Ивана, или по нем иныя архимандриты будут, поминати тако ж на памяти пяти нас з году на год на память отца моего Иякова на Никитин день Христова мученика, а матерь мою Елену на Усекновение в день честныя главы Ивана Предтечи, а отца моего первую жену на Филипово заговеино, а жену мою Марью на Ильин день святаго пророка, а после моего живота поминати меня, Ивана, на память Ивана Богослова, панахиды и обедни пети собором и на гробы ходити, и братью кормити по их обиходу. А бог пошлет по мою душу и мне, Ивану, лечи у Михаилова Чюда в монастыре у своего роду отца своего у Якова и у матери своеи.

А у сеи данои сидел отец мои духовнои кузьмодемьянскои поп Василеи.

А на по послуси: Иван Иванович Афанасьев да Алфереи Семенович Мансуров, да князь Василеи Иванович Кашин, да Жук Мартьянов подьячеи.

А даную писал подьячеи Василеи Назарьев сын Кузьмина лета 7072-го.

А в конце даныя пишет: К сеи даныя Ивана Яковлевича Мансурова отец духовнои кузьмодемьянскои священник Василеи сидел и руку приложил.

Позади подлинныя даныя пишет: Послух князь Василеи руку приложил. Послух Алфереи руку приложил. Послух Иван руку приложил. Послух Жук Мартьянов руку приложил.

Да позади тои же данои пишет: Лета 7076-го маия в 23 день по сеи своеи данои грамоте яз, Иван Яковлевич Мансуров, что дал есми в дом Пречистои богородицы Благовещенья и архистратигу Михаилу и чесному его чюдеси и святому великому чюдотворцу Алексею митрополиту Киевскому и всеа Русии в Чюдовскои монастырь свою вотчину в Московском уезде в Горетове стану село Берново з деревнями, угодьи, а владети было мне, Ивану Яковлевичю, тою своею вотчиною по свои живот, и яз, Иван Яковлевич, измысля себе, да ступился тое своеи вотчины при своем животе, и дела мне до тои моеи вотчины до села Бернова з деревнями нет и до всяких угодеи.

А подписал на сеи данои Фуничко Васильев сын Анфиногенова.

А у подписи пишет: К сеи данои козьмодеянскои поп Василеи в сына своего место духовнаго Ивана Яковлевича руку приложил.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • сельцо Берново
  • деревня Драчево
  • деревня Михня
  • деревня Высокое

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1685 г.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 742/32997. Л. 308–311.

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 158–160.

К началу страницы


1567/68 г.

Данная Ивана Елизарьевича Цыплятева архимандриту Чудова монастыря Левкию с братьею на сельцо Пенино и деревню Федотово в Банском (Горетове) стану Московского уезда, с установлением права пожизненного проживания.

Се яз, Иван Елизарьевич Цыплятев, дал есми в дом Пресвятые Богородицы честнаго ея Благовещения и великому архистратигу Михаилу и честнаго его чюдеси и святому великому чюдотворцу Алексею митрополиту Киевскому и всеа Росии при чюдовском архимандрите Левкее да при старцех при старце при Сералионе при Сувлуке да при старце Германе Белове, да при келаре старце Иеве Долгом, да при казначеев старце Фегнасте, да при конюшем старце Иване Шерепове, да при чашнике старце Никоне, да при священниках при Иене Варварском, да при Сергее Суздалце, и при всеи братье и старцех Чюдовскаго монастыря по отце своем Елизарье, а во иноцех Еуфимье, и по матери своеи Марье, и по себе, по Иване, и по своеи жене Пелагее, и по всему своему роду в наследие вечных благ впрок без выкупа на поминок душам родителем своих и по своеи души отца своего и свою вотчину в Московском уезде в Баньском стану селцо Пенино на реке на Всходне, да к тому ж селцу деревня Федотова, и з семяны со ржаными и с яровыми, и с лесы, и с луги, и с пожнями, и со всеми угодьи, куды ис того сельца и из деревни плуг и соха и коса и топор ходило, и со всем с тем, что к тому селцу и к деревне изстари потягло.

И архимандриту Левкею и священником з братьею, или по нем иные архимандриты будут у Чюда, тем селцом и деревнею, и всякими угодьи после моего Иванова живота владети, а при моем, Иванове, животе архимандриту Левкею и священником, и братье, или по нем иные архимандриты будут, в то селцо и в деревню не вступатся. А после моего, Иванова, живота архимандриту Левкею и священником, или по нем иные архимандриты будут, ино им то селцо и деревня в дому Пресвятыя Богородицы честнаго ея Благовещения и архистратига Михаила честнаго его чюдеси и у святаго великого чюдотворца Алексея митрополита Киевскаго и всеа Росии держати впрок без выкупа в наследие вечных благ. А не продать ево, ни променить, ни отдать никому, занеже дал есми то село и деревню и со всякими угодьи по своем отце по Елизаре, а во иноцех по Еуфимье, и по матери своеи по Марье, и по себе, по Иване, и по своеи жене Пелагее, и по всему своему роду впрок без выкупа и в наследие вечных благ.

А сю есми даную грамоту у чюдотворца Алексея в раку положил, и архимандриту Левкею и священником и братье тое даную грамоту взяти в казну в монастырскую и держати впрок без выкупа. А роду моему и племяни до тое моеи вотчины дела нет.

И чюдовскому архимандриту Левкею и священником, и братье, или по нем хто иныи архимандриты будут, поминати отца моего Елизарья, а во иноцех Еуфимья, и матерь мою Марью, и после моего живота меня, Ивана, и жену мою Пелагею на наши памяти в год и в сенодик во вседневнои написати к отца моего роду. А в год на наши памяти пожаловать поминати архимандриту Левкею и священни[ком] братье отца моего на преставленья Елизар[ьево], во иноцех Еуфимья, августа в 1 день, на память Седми Маковеи и учителя их Елиозара, а мать мою Марью июля в 12 день, на память святыя и равноапостолныя Марии Магдалины, а после моего живота меня, Ивана, декабря в 5 день, на память святаго священномученика Елеуферья, и жену мою Пелагею октября в 8 день, на память святые преподобные матере нашеи Пелагеи, или по нем иные архимандриты будут, поминати також на памяти наши з году на год на память отца моего Елиозарья, а во иноцех Еу[фимья], и матерь мою Марью, и меня, Ивана, и жену мою Пелагею, и родители мои, понахиды и обедни пети собором и на гробы выходити, и братью кормити по их обиходу.

А бог пошлет по душу моеи, Ивановы, жены по Пелагеину, и будет похочет моя, Иванова, жена Пелагея лечи в монастыре у Михаилова чюда, и архимандриту Левкею, или по нем иныи архимандриты будут, за тем моим вкладом в манастыре у Чюда жену мою Пелагею погрести собором.

А у сеи даные сидел отец мои духовнои богородицкои священник соборные великие церкве Никита Переславец Федоров сын попов.

А на то послуси: Матфеи Володимеров сын Тороканова да Иван Семенов сын Мацнев, да Юрье Борисов сын Глазьев.

А даную писал царя и великого князя подьячеи Кондратеи Петров сын лета 7076-го.

А у подлиннои данои в конце пишет: У сеи даные отец духовнои Иванов богородицкои поп Никита Федоров сын Переславец сидел и руку приложил.

А позади пишет подлиннои данои же: К сеи данои яз, Иван Елизаров сын, руку приложил и вотчину свою дал, при своем животе мне, Ивану, владеть. Послух Матфеи руку приложил. Послух Иван Мацнев руку приложил. Послух Юрье Глазьев руку приложил.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • сельцо Пенино
  • деревня Федотова

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1685 г.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 742/32997. Л. 312–315.

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 177–178.

К началу страницы


1573/1574 г.

Список с писцовой книги Московского уезда, составленной в 7082 (1573/1574) г.

Троицы Сергиева монастыря монастырь Преображение Спасово на речке на Всходне… Да к тому же монастырю полмелницы Борисовской на реке ж на Всходне, а другая половина тое мелницы за боярином за Дмитреем за Ивановичем Годунова к его селу к Путилову.

УПОМИНАЕТСЯ:

  • село Путилово, в собственности Дмитрия Ивановича Годунова

Текст приводится по кн.: Писцовые книги XVI века / Под ред. Н. В. Калачова.
Отд. I: Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872. С. 55.

К началу страницы


1584–1586 гг.

Список с писцовой книги Московского уезда, составленной в 7082 (1573/1574) г.

Троицы же Сергиева монастыря сельцо Тушино на речуке на Всходне… Да к тому ж сельцу к Тушину мелницы по речке по Всходне: половина мелницы Борисовки, а другая половина тое мелницы за государем к селу к Путилову.

Осифова монастыря: село Ангилова на речке на Бане… Пустошь, что была деревня Максимова, Хохлова тож.

УПОМИНАЕТСЯ:

  • село Путилово, в собственности царя
  • пустошь Максимова, Хохлова тож (ср.: Хохлово из сотной 1552 г.)

Текст приводится по кн.: Писцовые книги XVI века… С. 148–150.

К началу страницы


1585 г., 24 августа

Жалованная несудимая грамота царя Федора Ивановича архимандриту Чудова монастыря Христофору на сельца Лужки и Уваровское с деревнями и пустошами в Горетове стану Московского уезда и погост Шунга с деревнями в истольничем пути в Мерском стану Костромского уезда

ПРИМЕЧАНИЕ: этим документом царь Федор Иванович отменяет обмен
двух монастырских землевладений в Подмосковье
на царское землевладение под Костромой,
навязанный царем Иваном Васильевичем Грозным
Чудову монастырю примерно пятью годами ранее.

Се яз, царь и великии князь Федор Иванович всеа Русии, с своею царицею и великою княгинею Ириною пожаловал есмя для своего здоровья Чюдова монастыря архимарита Христофора з братьею, или хто по нем в том монастыре иные архимариты будут. Что бил челом мне, царю и великому князю, и моеи царице и великои княгине Ирине богомолец наш Чюдова монастыря архимарит Христофор з братею, что блаженыя памяти отец наш государь царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии взял к своим к дворцовым селам к селу к Павловскому да к селу Путилову Чюдова монастыря село Лушки з деревнями да село Уваровское з деревнями, а в то место велел им дати в Костромском уезде погост Шунгу да погост Самицкои, да погост Куников, да погост Мискои, да погост Вежи з деревнями, да деревни Жарковские, и в нынешнем 93-м году по нашему указу селцо Уваровское да селцо Лушки з деревнями, что были приписаны к нашим к дворцовым селам, велено было отдати чюдовскому архимариту з братьею назад по старине, а что было им против того дано на Костроме погост Шунга и иные, и то было велено отписати на нас по прежнему.

И яз, царь и великии князь Федор Иванович всеа Русии, с своею царицею и великою княгинею Ириною для своего здоровья Чюдова монастыря архимарита Христофора з братьею, или хто по нем в том монастыре иные архимариты будут, пожаловали старою их вотчиною в Московском уезде в Горетове стану селцом Лушки, того же селца деревнями деревнею Павловским, деревнею Субочевым, деревнею Борисковым, деревнею Манихиным, селцом Уваровским, того же селца деревнями деревнею Роговым, деревнею Михалевым, пустошью Федотовым, пустошью Ласковым, пустошью Казаковым, пустошью П*здиным, пустошью Пениным, пустошью Высокою, пустошью Берновым, пустошью Михиною Малою, что были те селца и деревни, и пустоши приписаны к нашим к дворцовым селам к селу к Павловскому да к селу к Путилову.

А ведати архимариту Христовофу з братьею та вотчина по сеи нашеи жалованнои грамоте.

Дана ся грамота на Москве лета 7093-го августа в 24 день.

Царь и великии князь Федор Иванович всеа Русии.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • сельцо Уваровское
  • деревни и пустоши:
  • дворцовое село Путилово

Подлинник утрачен, сохранилась копия 1685 г.: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Москве, № 741/32997. Л. 212–214.

Текст приводится по кн.: Кистерев. Акты московского Чудова монастыря… С. 211–213.

К началу страницы


1646 г.

Из переписной книги Московского уезда

Чюдова монастыря и чюдотворца Алексея вотчина село Рожествено, а Драчево тож, прибыло вновь после приправочных книг, а в селе церковь Рождество Христово, а у церкви во дворе поп Иван с племянником Мишкою Тимофеевым, дв[ор] монастырской, а в нем живет дворник, дв[е] бобылки с сыном и дв[ор] пуст; деревни, что было сельцо, Уварово, на речке на Борышихе, а в ней крестьян 8 дв[оров] и бобылей 3 дв[ора]; деревни Митина, Микитино тож, на Курове враге, а в ней крестьян и бобылей 7 дв[оров]; починок Русинов, Степанково тож, а в нем один двор крестьянской.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • сельцо Уварово
  • село Рождествено, Драчево тож (ср.: Драчево из данной 1563/1564 г.)
  • деревня Митина, Микитино тож (ср.: Митина и Минина из сотной 1552 г.)
  • починок Русинов, Степанково тож (ср.: Степанкова из сотной 1552 г.)

Подлинник: ЦГИАМ. Ф. 1209. Оп. 85. Кн. 9809. Л. 103–104.

Текст приводится по кн.: Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии / Собр. В. Холмогоровым
и диак. Г. Холмогоровым. М., 1886. Вып. 3: Загородская десятина. С. 249–250.

Там же.

Вотчина вдовы Федосьи, казначей Павловой жены Ивановича Волынскаго, деревня Путилкова, на речке Всходне, а в ней крестьянских 10 дв[оров], людей в них 39 челов[ек], и 4 дв[ора] бобыльских, людей в них 7 челов[ек].

УПОМИНАЕТСЯ:

  • деревня Путилкова

Подлинник: ЦГИАМ. Ф. 1209. Оп. 85. Кн. 9809. Л. 239.

Текст приводится по кн.: Исторические материалы … / Собр. В. Холмогоровым и диак. Г. Холмогоровым. С. 250.

К началу страницы


1652 г., 6 сентября

Послушная грамота архимандриту Чудова московского монастыря Ферапонту и келарю Феодосию на вкладную вотчину Федосьи Ивановой дочери Болотникова, вдовы казначея Павла Ивановича Волынского, сельца Путилково на речке Всходне в Горетове стану Московского уезда

Не опубликована.

Подлинник: РГАДА. Ф. 281. № 7244/102.

 

К началу страницы


1653/1654 г.

Выпись Поместного приказа из писцовых книг 1622–24 гг. Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Скирина (с пометами 1632–52 гг. об изменении владельческой принадлежности) архимандриту Чудова московского монастыря Ферапонту и келарю Феодосию на меновную вотчину Федосьи, вдовы казначея Павла Ивановича Волынского, (бывшее владение дьяка Ивана Болотникова) сельца Путилково на речке Всходне с пустошами и мельницей в Горетове стану Московского уезда

Не опубликована.

Подлинник: РГАДА. Ф. 281. № 7254/112.

К началу страницы


1678 г.

Из переписной книги Московского уезда

Чудова монастыря чудотворца Алексея вотчина село Рождествено, а Драчево на реке Всходне, а в нем церковь Рождества Христова, у церкви поп Сафон Никонов, дьячок Анашко Никонов, просвирня Афилийца Иванова дочь. Двор монастырский, а в нем живут: староста Михейка Иванов прозвище Шутнев, взят из монастырской вотчины Московского уезда села Фоминского, да три дворника. Да монастырские детеныши крестьянские дети иманы из разных вотчин после отцов и матерей малы сиротами: Климка Яковлев из Коломенского уезда, в моровое поветрие, Корнилка Иванов из Коломенского же уезду, Ганка Артемьев из Костромские вотчины. Да 4 двора монастырских конюхов, крестьяныских детей разных вотчин: Углицкого уезду, Переяславского уезду, Московского уезду села Жилина. Да под селом Рождественым мельница на речке Всходне. Мельник сын Верейского уезду крестьянина, поддатень у него сын крестьянина из Владимирской губернии.

А в дер[евне] что было сельцо Уварово, на речке Борышихе, в дер[евне] Митине, Микитино тож, на Курове враге, и в почине Русинове крестьянских дворов нет и те деревни запустели с мороваго поветрия.

УПОМИНАЮТСЯ:

  • село Рождествено
  • сельцо Уварово
  • деревня Митино
  • починок Русинов

Подлинник: ЦГИАМ. Ф. 1209. Оп. 85. Кн. 9812. Л. 31–33.


1678 г., 20 августа

Выпись [из предыдущего документа] князя Владимира Ивановича Волконского и подьячего Моисея Глухова из своих переписных книг 1677/78 г. архимандриту Чудова московского монастыря Адриану и келарю Варлааму на монастырские владения: села Рождественное Драчево и Покровское на речках Всходне и Горетовке с деревнями и мельницей в Горетове стану, село Лушенки Лужники на реке Истре и половину сельца Кострово с деревнями в Сурожском стану, село Чашниково Воскресенское на речке Студенце с деревнями в Манатьине Быкове и Коровине стану, село Черкизово с деревнями в Васильцове стану, сельцо Даниловское на речке Талице в Радонежском и Белях станах, село Запонорье Власьевское с деревнями в Селинской волости в Гуслицком стану, село Душеное на речке Пруженке с деревнями в Шеренском стану, село Жилино и сельцо Михнево на речке Пехорке с деревнями в Островецком стану Московского уезда
УПОМИНАЕТСЯ:

  • село Рождествено/Драчево

Подлинник: РГАДА. Ф. 281. Кн. 7367/225.