Сегодня, в Великую среду, Устав Православной церкви предписывает прочитывать за литургией Преждеосвященных Даров стихи с 6-го по 16-й 26-й главы Евангелия от Матфея.

 

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

 

Исследователи Нового Завета расходятся во взгляде на эту евангельскую историю. Одни вполне убедительно доказывают, что женщина, о которой мы слышали, это та же самая Мария, которая помазала ноги Христа Спасителя за шесть дней до Пасхи и весь сегодняшний сюжет лишь иное изложение той же самой истории другим евангелистом.

Другие же исследователи не менее убедительны в доказательстве того, что это совершенно разные истории и разные женщины. Церковь верит древним толкователям и придерживается второго мнения, в церковном предании закрепилась мысль, что речь идёт о разных историях и разных женщинах.

С точки зрения современных норм и традиций сама сцена с возлиянием масла на голову кого-либо выглядит довольно странно и вряд ли сегодня кто-то позволит проделать ту же самую операцию над самим собой. Но в традиции древней Палестины это было если не совсем обычным делом, то во всяком случае это было вполне в рамках обычая. Масло возливали при помазании кого-либо на царство. Маслом помазывали голову в торжественных случаях, вообще, масло было самым распространённым и ходовым косметическим средством. В том числе, с помощью масла приготовляли тела усопших к погребению и надо сказать, что масло как вещество для приготовления к погребению сегодня тоже используется, правда, для довольно ограниченного числа людей: умерших священников не обмывают водой, а помазывают маслом.

Евангелист Матфей ничего не говорит о цели, которую ставила перед собой женщина с сосудом драгоценного масла. Вряд ли она смогла бы внятно объяснить цель своего визита и своих действий. Никто не называет ее грешницей, нет слов о том, что таким образом она хотела получить прощение своих грехов. Нет слов о том, что она вообще хоть что-то просила и что-то говорила. Вряд ли она понимала то, чего не могли понять апостолы: что через два дня Господь Иисус Христос будет убит и погребён.

Впрочем, в этой евангельской истории существенно важна не эта женщина и не ее действия, важно здесь совсем иное. Конечно, это не Иуда, и не благовонное масло. Не зрители и не ученики. Важен Христос Спаситель. Всё прочее обретает свою значимость лишь в связи с Ним. Христос был абсолютно прав: о том, что сделала безымянная женщина знают все те, кто хоть как-то знаком с текстом Евангелия. Очевидно, что она сама не ставила перед собой цели обрести всемирную и вневременную известность. О ее цели можно лишь догадываться, возможно, и вовсе не было никакой цели, а был лишь порыв любящего сердца.

Ее история лишний раз показывает и доказывает: только с таким сердцем и можно подходить ко Христу. Только такое сердце может познать истину. И только такое сердце никогда не ошибётся.

Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)