Сегодня Устав Православной Церкви предписывает за богослужением прочитывать отрывок из книги Притчей Соломона, который состоит из стихов с 31-го 10-й главы по 12-й 11-й главы.
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.
Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Каждый стих этого чтения интуитивно понятен. Среди них нет такой мысли, которая была бы туманна или же могла бы вызвать споры и недоумения. Соломон выражает простые истины, которым каждого учит не только Священное Писание, но и сама жизнь. Впрочем, точно такие же простые истины изрекает и Бог в десяти заповедях, которые Он дал Моисею и всему народу Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта. Возможно, не все и не всегда смогут правильным образом сформулировать заповеди, но при этом так или иначе их знает каждый человек. На этом факте стоит одно из положений христианской апологетики, науки, которая занимается обоснованием вероучения с помощью рациональных средств. Так как нравственные нормы не только известны каждому человеку, но и с неизбежностью повторяются в любом известном обществе, будь то христианское общество, общество постхристианское, внехристианское или дохристианское, то очевидной будет мысль о том, что источник этих норм лежит вне человека и общества, а сами нравственные нормы заложены в человека Богом. Их повторение в Священном Писание, тот факт Священного Писания, что Бог выбил их в текстовой форме на камне и дал в таком виде Моисею и всем последующим поколениям людей говорит о возможности нравственного помрачения, того, что человек способен если не совершенно, то в значительной степени уничтожить в самом себе память об этих заповедях, исказить в самом себе нравственное начало. Так или иначе, такое искажение происходит у каждого человека и у всего общества. В своих крайних формах нравственное помрачение общества может дойти до ужасов Третьего рейха, но менее радикальные формы ошибок в различении добра и зла присутствуют всегда. Пожалуй, каждый из нас может много сказать о конкретных грехах современного нам общества, каждый сможет привести примеры и провести параллели с текстом Притчей Соломоновых. Собственно, этим мы и занимаемся в личном общении, об этом мы рассуждаем в социальных сетях, об этом говорит бесчисленное множество статей и телепередач. Наверное, это правильно. Но вместе с тем, следует помнить, что Слово Божие обращено не к кому-то, кто, как нам кажется, согрешает и не желает исправиться, оно обращено к конкретному человеку, к тому, кто его читает и слышит. И этот отрывок Притчей тоже обращён не к моему другу, соседу или оппоненту, он обращён ко мне лично. Читая его и думая над его содержанием, я должен думать не о тех, кто, к примеру, обвешивает в магазине или же прячет свежий товар куда-то глубоко на полку, я должен думать о самом себе. И слова «Неверные весы — мерзость пред Господом» (Притч. 11, 1) это не повод к радости о том, что я не имею никакого отношения к торговле, это призыв не добавлять своим словам фальшивой и ложной весомости, не лгать и не хитрить.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)
Оставить комментарий