Сегодня Православная Церковь предлагает нашему вниманию очередной отрывок из книги пророка Исайи, который состоит из стихов с 1-го по 9-й 25-й главы.
Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
Эти слова пророка Исайи, которые звучат в середине Великого поста, на полпути к Светлому Христову Воскресению, Пасхе Господней, удивительным образом переносят нас вперёд, в то время, в которое Церковь будет славить Христа Воскресшего. Пожалуй, это первое упоминание в великопостных чтениях того, что должно произойти, о поглощении смерти, об её уничтожении смертью Христовой и Его Воскресением. И, пожалуй, слова пророка Исайи дают нам право и возможность перенестись мыслями из времени Великого поста туда, где пост утратит свой смысл и упразднится. И вместе с этим попытаться понять, есть ли разница в восприятии этого времени у пророка Исайи и у авторов Нового Завета.
Исайя своим пророческим взором видит наступление времени, в которое прекратятся все бедствия земной жизни. Время, в которое человек будет свободен от гнёта смерти, в которое он будет блаженствовать душой и телом. Время, в котором не будет слёз, горя и страдания. Толкователи Священного Писания как об очевидном факте говорят о том, что пророк Исайя имеет в виду то царство славы, которое откроется после Второго пришествия Христа Спасителя. Это же самое царство славы имеет в виду и первоверховный апостол Павел, когда он перефразирует Исайю и говорит что «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15, 54). Об этом же царстве славы говорит и апостол Иоанн Богослов: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 3–4). Конечно, апостол Иоанн идёт значительно дальше пророка Исайи, Исайя видит освобождённым лишь свой родной народ, апостол же использует словосочетание «скиния Бога с человеками» в противовес «народу Своему» у пророка Исайи. Для русского языка эти два слова: «человеки» и «народ» скорее синонимы и ни в коем случае не антонимы, но эти же два слова далеки от синонимичности в языке еврея, даже в том случае, если еврей писал на греческом языке. Апостол Иоанн, конечно же, опирался на слова пророка Исайи, но при этом он говорит об универсализме Нового Завета в противовес национальной замкнутости Ветхого Завета и ветхозаветного сознания. Даже такая маленькая и незаметная деталь, как отдельное слово, показывает прогресс, который был сделан благодаря пришествию в мир Христа Спасителя.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)