Сегодня за великопостным богослужением Церковь предлагает нам отрывок из книги пророка Исайи. Он содержит в себе стихи с 21-го 26-й главы по 9-й 27-й главы.
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
Если вдуматься, то точность, с которой описывает духовные реальности Священное Писание, поражает воображение.
Змей и левиафан — удивительно точные символы зла. Если человек не работает в серпентарии, если он не является заклинателем змей, то даже вполне безобидные виды змей вызывают у него ужас и отвращение. Возможно, у этого есть какие-то мистические причины, возможно, страх вызван недостатком информации и неумением обращаться со змеями. Как бы то ни было, без специальных знаний змеи выглядят существами, способными к молниеносной и непредсказуемой реакции. А про левиафана вообще мало что известно. Кто-то говорит, что это мифическое существо, а кто-то упоминает недавно найденные останки громадного кашалота, которые датированы каким-то невероятным количеством миллионов лет. В любом случае, левиафан громаден, непонятен и ещё более страшен, чем змеи. Противостоять этой дикой животной силе невозможно. Если змея извивается и хитрит, то левиафан просто сокрушает.
Собственно, то же самое можно сказать и о зле. Оно хитрит и оно сокрушает. Зло проявляет себя в каждом человеке, и мы называет его грехом, потому что зло хоть имеет природу сверхъестественную, но проявляет оно себя исключительно через вполне осязаемые вещи, вернее, через нас самих.
Слова пророка Исайи стоит рассматривать именно в этом ключе: как ещё одно напоминание об образе действия греха в человеке. Но, конечно же, пророк Исайя не только предупреждает и напоминает. Ещё он говорит о единственном надёжном и верном способе противостояния греху и злу, о единственном способе победы над ними. Он говорит о тяжёлом, большом и крепком мече Господнем. Меч же Господень, согласно церковной гимнографии, это молитва. Именно она единственное надёжное средство защиты от змеиной хитрости зла и подавляющей тяжести греха.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)