Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги пророка Исайи, который состоит из стихов с 14-го по 22-й 28-й главы.
Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
Нетрудно заметить, что Церковь для великопостных чтений выбрала лишь некоторые отрывки из книги пророка Исайи, эта книга не читается целиком и подряд. Конечно же, это не случайные отрывки.
Речь пророка, как и пророческие речи Христа Спасителя, была обращена к событиям разного времени. Где-то пророка Исайя говорит о том, что будет в самое ближайшее время, о том, что увидит он сам и его современники. Где-то пророк говорит о времени Воплощения Христа, а где-то о Мессианском Царстве, то есть о том новом мире, который станет реальностью лишь после Второго Христова пришествия. Именно этим последним отрывкам отдаёт предпочтение Церковь при выборе своих великопостных чтений.
Нынешний отрывок как раз имеет непосредственное отношение к грядущему Царству Мессии. Безусловно, его центральный фрагмент и главная мысль заключена в словах Бога «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» (Ис. 28, 16). И безусловно, что Камень этот Христос. Пророки уподобляют благодатное Царство будущего века стройному зданию. Христос — Основатель этого Царства и Он же — его краеугольный камень, фундамент истинной веры.
Вместе с этим, в этом пророчестве впервые в Ветхом Завете подчёркивается важность веры в Мессию, в Господа Иисуса Христа. Мы привыкли к тому, что об этом часто и пространно говорит Новый Завет и Сам Христос Спаситель, но для Ветхого Завета это абсолютно новая мысль. Причём выражена эта мысль через использование понятия стыда: верующий во Христа не постыдится. Вообще, Сам Христос нередко приводил примеры с использованием такой же терминологии. Он часто говорил о том, как избежать стыда. Можно вспомнить Им высказанные правила рассадки за праздничным столом в том случае, если хозяева не позаботились об этом сами. Мы прекрасно помним это правило: садиться нужно на то место, которое наименее почётно. Из этого правила Господь делает вывод о правильном и беспроигрышном поведении в обществе. Чем дальше мы держимся от разного рода почестей, тем меньше шансов оказаться пристыженным и униженным. Конечно, крайне неприятно оказаться пересаженным на дальний край стола. Крайне неприятно ощутить себя пристыженным. Но это можно пережить и можно исправить. А вот исправить и пережить финальный итог жизни без веры во Христа невозможно. Именно поэтому веру надо не только бережно хранить, но всеми силами возгревать в самих себе.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)