Сегодня за великопостным богослужением предлагает нашему вниманию Церковь отрывок из книги Бытия. Он содержит в себе стихи с 1-го 9-й 17-й главы.
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Праотец Авраам во всех смыслах замечательная фигура. Его долгая и насыщенная жизнь интересна не только сама по себе, но и как прообраз жизни его детей, то есть всех тех, кто верует в Единого Бога Вседержителя, особенно же как прообраз жизни христиан. Любой человек, который придёт к выводу, что христианство подразумевает определённые действия и, в первую очередь, тщательное исполнение заповедей и уклонения от какого-либо греха, вскоре обнаруживает, что заповеди неисполнимы, а грехи не только не уменьшаются, но, напротив, растут в какой-то странной прогрессии, для которой не придумали определения и названия математики. Некоторое время человек живёт в попытках осмыслить это неприятное открытие. Осмысление, чаще всего, приводит к одному из двух выводов: одни решают, что такой путь был ошибкой, а христианство — ложь, другие же находят компромисс со своей совестью и вполне спокойно живут дальше, формально оставаясь в Церкви.
Если посмотреть на жизнь Авраама, то откроется весьма интересная и поучительная вещь: он ощущал то же самое, с той лишь разницей, что его жизнь была иного масштаба как по времени, так и по силе переживаний. Когда-то он решил поверить Богу и пошёл туда, куда Бог указал ему. Он сделал то же самое, что делаем мы, когда решаем стать христианами не только по имени, но и на деле. Бог обещал дать Аврааму всю землю Ханаанскую в вечное владение. Очевидно, что Авраам не бессмертен и он прекрасно ощущал ограниченность своей земной жизни, а слова «вечное владение» имеют отношение к наследникам Авраама, которых у него нет. Время идёт, приближается старость, но наследников по-прежнему нет. Жена Авраама Сарра стареет, она выходит из того возраста, в котором женщина может родить. Авраам начинает сомневаться в истинности слов Бога. Точно также и мы, из года в год пытаясь соблюдать все то, что нам предписывает Церковь, наблюдая самих себя, приходим к грустным выводам, к сомнениям и даже к разочарованию. Бог неоднократно подтверждает Аврааму Своё обещание. Одно из таких подтверждений мы только что услышали. Оно отличается от всех тех богоявлений, которые было до этого. Бог не только что-то обещает, но и требует нечто взамен. Если всмотреться в это требование, то можно понять, чего же от нас хочет Бог и почему Он не отнимает от нас те страсти, которые нас мучают и почему Он попускает нам впадать в одни и те же грехи. Бог говорит Аврааму: «ходи предо Мною и будь непорочен». Иными словами, Бог требует, чтобы каждую секунду своей жизни Авраам жил в присутствии Бога, не пытался скрыть от него не только свои дела, но и свои мысли, был целостен и не раздваивался между верой и неверием. Собственно, это именно то, что требуется от каждого христианина: жить в присутствии Бога, всем своим естеством ощущать, что Бог к нам ближе, чем наша собственная кожа, что Он слышит самый тихий наш шёпот и откликается на него. Конечно, мы всё это прекрасно понимаем. Прекрасно понимал это и Авраам. Но интеллектуальное понимание сильно отличается от практического переживания постоянной близости Бога и нашей абсолютной от Него зависимости. Именно так, как ощущение собственной зависимости от Бога можно определить веру в Него. Есть люди, которые подобны вундеркиндам, гениям, они очень рано и очень быстро учатся жить в присутствии Бога, но абсолютному большинству необходимы даже не годы, а десятилетия для того, чтобы ощущение присутствия Бога перестало быть теорией, а стало практикой. Аврааму для этого понадобился почти целый век. У нас, как правило, нет такого времени, но у нас есть перед глазами пример Авраама, и хочется надеяться, что этот пример поможет нам на пути восхождения к нашему Создателю.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов