Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Бытия, который состоит из стихов с 20-го по 33-й 18-й главы.
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Начало этого отрывка способно вызвать серьёзные вопросы и поколебать уверенность в одном из главных христианских постулатов. Более того, они способны вызвать вопрос: Бог Авраама и Бог, в Которого мы веруем это Один и Тот же Бог или же нет? Господь произносит невероятные слова, Он говорит: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Бог как будто расписывается, признается в ограниченности собственного знания, в неполноте собственного ведения, тогда как христианство настаивает на том, что Бог Всеведущ, Он не нуждается в перемещении в пространстве, да и не может быть никакого перемещения у Того, Кто наполняет Собой всё и всё в Себе содержит. Но тем не менее Он произносит эти слова. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что Бог поступил так для того, чтобы показать пример судьям, тем самым судьям, которые при вынесении приговора должны полностью изучить дело. Несмотря на то, что деятельность судьи весьма специфична и профессиональных судей не так много, каждый из нас, пожалуй, по несколько сотен раз в день выступает в этом качестве, когда выносит суждение о том или ином человеке, о той или иной ситуации, о том или ином поступке. Бог этими и последующими Своими словами показал, что прежде вынесения приговора необходимо лично и детально исследовать все обстоятельства. Если вдуматься, то открывается совершенно невероятная картина: Всеведущий не спешит, сомневается в собственном знании и стремится собрать как можно больше информации для вынесения окончательного вердикта! Мы же делаем свои выводы о людях и о причинах их поступков ни чуть не затрудняясь, не особо задумываясь, делаем это на ходу и, как правило, наш ежедневный, ежечасный и ежеминутный суд очень строг, он не оправдывает, а лишь обвиняет. Давайте подумаем об этой пропасти между образом действия Бога и нашей собственной манерой выносить решения и постараемся подражать не друг другу, а Единому Всеведущему и Всеблагому Творцу!
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)