Сегодня Устав Православной Церкви предписывает за богослужением прочитывать отрывок из книги Бытия, который состоит из стихов с 1-го по 18-й 22-й главы.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Пожалуй, это один из самых сложных, непонятных и неприятных отрывков Священного Писания. Бог искушает праведника, требует от него невозможного. Для многих этот отрывок настолько неприемлем, что они предпочитают обходить его стороной, не думать о нём, ведь здесь Бог предстаёт не таким, каким мы Его привыкли себе представлять и не таким, каким мы видим Его из множества других мест Священного Писания. Он требователен и, на первый взгляд, жесток. Но не стоит дробить этот библейский сюжет на части и на отдельные стихи, размышляя о его начале, надо иметь в виду его конец.
А конец его прекрасен. Хотим мы того или нет, но Бог если не нас самих, то многих из наших родственников и знакомых ставит в ситуацию, которая может показаться безвыходной. Такой же безвыходной, какой была ситуация, в которую Бог поставил праотца Авраама, когда потребовал принести в жертву единственного сына. Авраам мог восстать против этого повеления, мог вступить в диалог с Богом, точно так же, как он сделал это, когда узнал о намерении уничтожить Содом и Гоморру. Но Авраам этого не сделал. Он принял волю Божию без всякого видимого сопротивления, несмотря на то, что слова Бога выходили за рамки всего того, что он знал о Боге. Он знал о Его милосердии и о том, что Он не погубит праведника вместе с грешником, Авраам знал, что Богу чужда несправедливость. Но при всем при этом, Авраам не стал задавать вопросов, не стал сомневаться и искать другие пути. Он целиком принял волю Божию о себе и о своём сыне. Мы знаем, что Бог остался верен Себе, что Бог остался милосердным и что Бог не имел намерения погубить Исаака. Очевидно, что знал это и Авраам, несмотря на то, что тогда, когда он поднимался на гору со своим сыном, книга Бытия ещё не была написана и эта история ещё не закончилась. Точно также и история нашей жизни ещё не дописана. И если мы подобны Аврааму, если мы способны верить Богу, способны не сомневаться в Его благости, премудрости и милосердии, то Бог останется верен Себе и любую нашу жизненную коллизию и трагедию Он в своё время направит ко благу. Постараемся помнить об этом и на обращение Бога к нам неизменно отвечать: «Вот я, Господи, я здесь, я перед Тобой и я слушаю Тебя».
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)