Сегодня Устав Православной Церкви предписывает за богослужением прочитывать отрывок из книги Притчей Соломоновых, который состоит из стихов с 8-го по 32-й 31-й главы.
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
Только что мы услышали окончание книги Притчей Соломоновых. Книга заканчивается тем же, с чего она и начиналась: житейскими наставлениями без какого-либо откровения Божия.
Но есть и существенное отличие от того, что мы слышали в начале книги: слова последней главы принадлежат не Соломону, это слова некоего царя Лемуила, которые ему в своё время передала его мать. И как мы прекрасно понимаем, вовсе не нужно быть гением или же пророком, то, что «миловидность обманчива и красота суетна» каждый знает из собственного опыта. И конечно, женщина знает и чувствует это лучше мужчины.
Но в нынешнем отрывке Священного Писания есть и одна любопытная деталь, а именно переход от слов про праведный суд, который должен вершить царь, к словам о выборе спутницы жизни. Эти два фрагмента идут друг за другом без какого-либо перехода. Умение, которое добрый царь должен в себе воспитать и развить, то есть умение праведно и беспристрастно судить, оказывается полезным не только в общественных вопросах. Оно полезно не только для того, чтобы среди подчинённого царю народа был мир, оно необходимо и царю лично в вопросе выбора жены. Напрашивается очевидная параллель между судом и выбором спутницы жизни. Очевидно, что в обоих случаях речь идёт об оценке всех возможных обстоятельств и об умении не обращать внимания на маловажные, но яркие и кричащие детали, речь идёт об умении смотреть глубже и видеть суть дела и суть человека.
Христианство сохранило это же понимание связи между судом и поиском невесты. Когда апостол Павел перечисляет критерии, которым должен соответствовать кандидат на рукоположение в священный сан, он говорит, что такой человек должен быть «одной жены муж», он должен «хорошо управлять детьми и домом своим». Апостол Павел поясняет это требование тем, что человек, который не может управлять своим домом, не сможет управлять и своей паствой. Управление паствой также подразумевает судебную функцию: каждый священник, как минимум, должен выносить решение о возможности или не возможности отпущения грехов тому или иному человеку, о том, искренне или не искренне покаяние человека. И это не самое приятное дело. Впрочем, любое проникновение в суть проблемы или вопроса, любое вынесение справедливого решения требует пристального внимания, такого, какое мы видим в описание доброй жены в последних слова книги Притчей Соломоновых.
Постараемся сделать слова этой книги руководством к действию, ведь они не только полезны в повседневной жизни, они ведут к главному: к высшей мудрости, которую даёт Бог как самый великий Свой дар.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)