Сегодня, в понедельник Страстной седмицы, в Православных храмах за литургией Преждеосвященных Даров прочитываются стихи с 3-го по 35-й 24-й главы Евангелия от Матфея.
Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней.Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Довольно часто при последних словах этого евангельского чтения возникает закономерный вопрос: как так? Господь Иисус Христос говорит о времени Своего Второго пришествия, которое будет подобно молнии и вместе с этим Он утверждает, что «не прейдет род сей, как всё сие будет»? Очевидно же, что тот род, то поколение, которое могло Его слышать уже давно ушло, а Он так и не пришёл. И вместе с этим Он говорит, что «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», то есть, Его слова истинны. Кажется очевидным некоторое противоречие. Или Второе пришествие давно уже должно было произойти или же Он ошибался и тогда получается, что Он не Тот Мессия, Которого ожидало человечество. Конечно, христианин не может позволить себе так думать и поэтому постараемся отнестись к словам Евангелия более внимательно.
У апостола и евангелиста Матфея прослеживается чёткая тенденция: он собирает поучения Христа в тематические блоки в зависимости от их темы. Несмотря на то, что нынешний отрывок начинается со слов о скорой судьбе Иерусалима, он продолжается пророчеством о кончине привычного нам мира, окончание же отрывка снова говорит о национальной трагедии Иудеи, которая имела место в первом веке по Рождестве Христова, буквально через четыре десятилетия после Распятия и Воскресения Христовых. Но есть и ещё одно понимание слов Спасителя. Под «родом сим» это толкование видит не поколение, а всех верующих во Христа. То есть при Втором пришествии и кончине мира, после всех ужасов и соблазнов, останутся люди, верные Христу. Собственно, это единственное, что нас должно заботить и беспокоить: несмотря ни на что сохранять верность Христу не только на словах, но и на деле.
Если удастся быть верным, то любовь Христова победит страх. Не только страх будущей кончины, она победит любой страх, от страха смерти до страха простудиться или же потерять ключи от квартиры. Постараемся помнить об этом и увлекаться не расчётами конца, а стяжанием мира Христова и Его любви.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)