Сегодня, в Великую Пятницу, на утреннем богослужении читался отрывок из Евангелия от Луки, стихи с 32-го по 49-й 23-й главы.

 

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

 

Все четыре евангелиста, когда описывают последние дни, часы и минуты земной жизни Господа Иисуса Христа, свидетельствуют, что эти события сопровождались множеством знамений, то есть одновременно со Страданиями Христа происходили события, которые едва ли возможно объяснить с рациональной точки зрения. Происходило нечто такое, что имеет в своей основе законы природы, но при этом нарушает эти законы.

Евангелист Лука в этом евангельском отрывке упоминает о двух из них: о солнечном затмении и о разрушении церковной завесы, той стены, которая отделяла в храме Святая Святых, место присутствия Бога, куда не мог войти ни один человек, за исключением первосвященника, который входил туда один раз в год. В других местах Евангелия говорится также о землетрясении и о воскресших людях, которых видели очень многие. Но вместе со всем этим происходят и ещё два чуда, которые не имеют никакого отношения к природе.

Бог воплотился, пострадал и умер на Кресте не для того, чтобы сотрясти землю и на короткое время закрыть Луной Солнце, и не для того, чтобы разрушить Иерусалимский храм. Он был распят, по Его собственным словам, для того, чтобы привлечь к себе многих, чтобы люди, которые жили без смысла и высшей цели, смогли обрести их, чтобы любой человек смог избавиться от страха и от гнёта собственных пороков и страстей, чтобы человек не был чем-либо отделен от Источника Жизни, чтобы жизнь человека перестала быть существованием, чтобы каждую секунду наполнить полнотой и смыслом, Он пострадал для того, чтобы человек смог вернуться туда, откуда ушёл очень давно, чтобы человек вернулся к жизни с Богом и в Боге.

Господь достиг Своей цели, Он привлёк к Себе нас, иначе бы мы не говорили сегодня на тему Его Распятия и Смерти, он привлёк к себе бесчисленное множество людей, но началось все с одного преступника и одного римского наёмника. Объяснить образ действия Бога в умах и душах этих людей сложнее, чем объяснить все физические потрясения Иерусалима во время мучения Христа на Голгофе. Действие Бога в человеке это, пожалуй, самое таинственное и, вместе с тем, самое удивительное, самое потрясающее чудо, которое происходит с нами и вокруг нас. Это чудо, которое началось рядом с Крестом Христовым и подготовкой к которому была вся евангельская история.

Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)