История храма Рождества Христова в Митине начинается в 1630-е годы. В нашем предыдущем очерке по истории земель, окружающих храм, было показано, как они постепенно образовали одну из довольно крупных подмосковных вотчин кремлевского Чудова монастыря. К 1630-м годам эта вотчина находилась практически в разоренном состоянии, на что последовательно повлияли опустошение подмосковных земель крымским ханом Девлетом Гераем в 1571 г., Великий голод 1601–1603 гг. и, особенно, события 1608–1609 гг., когда в соседнем Тушино находилась ставка Лжедмитрия II.
Восстановление нормальной жизни в деревнях, расположенных в этой вотчине, происходило при непосредственном участии и помощи со стороны руководства Чудова монастыря. Взамен старого монастырского подворья, располагавшегося в сельце Уваровское, было выстроено новое, в деревне Драчево. Не позднее 1638 г. в составе подворья была построена церковь — очевидно, деревянная и небольшая. Доказательством этому служит сохранившаяся до наших дней надгробная плита, поставленная Леонтием, священником церкви Рождества Христова, на могиле его тещи (см. статью об этой плите) в 1638 или 1639 гг. Наличие у священника Леонтия тещи говорит о том, что он был женат, то есть церковь, хотя и располагалась на землях монастыря, не считалась монастырской.
На фото: плита, установленная священником Леонтием.
В середине 1640-х годов в храме Рождества Христова, по посвящению которого и само подворье с расположенными при нем крестьянскими хозяйствами стало называться уже не деревней Драчево, а сельцом Рожественным, или Рождественым, уже служил другой священник — Иван Лукин (то есть Иоанн, сын Луки). Его имя упомянуто в переписной книге Московского уезда 1646 года, а также во вкладной записи из рукописного Служебника, который был передан Чудовым монастырем для совершения по нему богослужения в Рождественской церкви (см. статью об этой рукописи).
Во время крупнейшей эпидемии чумы 1654–1655 гг. население чудовской вотчины с центром в Рождествене, как и население многих других деревень, значительно сократилось. Возможно, в 1650-е гг. на какое-то время даже богослужение в храме прерывалось.
Следующий известный по имени священник храма Рождества Христова — Софроний Никонов[ич], служивший уже в 1670–80-е гг. Имя отца Софрония упоминается в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа под 1675 г. (книга 82, л. 160; публикация выписки: Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии / Собр. В. Холмогоровым и диак. Г. Холмогоровым. М., 1886. Вып. 3: Загородская десятина. С. 249–250), причем там же говорится, что на тот момент он служил в Рождествено как минимум три года. Согласно переписной книге Московского уезда 1678 г., священника Рождественской церкви зовут Сафон Никонов. С огромной долей вероятности, это тот же Софроний, что и в документе 1675 г.: книжное имя Софроний в менее формальной речи часто сокращалось до Софрон/Софон. В писцовой книге 1685–86 гг. вновь упомянут «попъ Софонъ Никоновъ, у него сынъ Алешка». В 1692–1704 гг. в церкви Рождества Христова служил священник по имени Козма Сафонов[ич] (Исторические материалы… С. 252); по всей вероятности, это был другой сын о. Софрония, брат упомянутого в писцовой книге 1685–86 гг. Алексея. После него — священник Абрам Козмин, несомненно, сын Козмы. Его имя названо в Ландратской книге 1710 г. (Там же).
Таким образом, на рубеже XVII–XVIII вв. около двух, если не трех, десятилетий священники храма Рождества Христова принадлежали к одному роду: о. Софрония сменил его сын, о. Косьма (Козма), а того — его сын, о. Авраам (Абрам). Позднее, в исповедных ведомостях 1739 г. зафиксировано имя пономаря Ефима Козмина, ок. 1692 г.р. (ЦГИАМ, ф.203, оп. 747, д. 15. Л. 219–224) — видимо, брата о. Авраама.
При о. Козме — а точнее, в 1694 г., — храм был отстроен заново: видимо, старый слишком обветшал; также необходимость строительства нового храма могла быть связана с развитием деревни Путилково. Согласно указу патриарха Адриана от 9 декабря 1694 г., для новопостроенной церкви был выдан антиминс, и храм был освящен (Исторические материалы… С. 251). В переписной книге 1701 г. сохранилось следующее описание храма и его имущества:
Въ Московскомъ уездѣ, въ Горетовѣ стану, въ вотчинѣ Чудова монастыря, въ селѣ Рожественѣ, церковь Рождества Христова древянная,
а въ церквѣ: царскiе двери, и сѣнь и столбцы писаны на краскахъ, по правую сторону царскихъ дверей — образъ Всемилостиваго Спаса, образъ Рождества Христова, писаны на краскахъ; образъ Св. мученицы Параскевiи, въ житiи, окладъ серебреной чеканной золоченъ, вѣнцы и гривенка рѣзные; образъ Илiи пророка писанъ на краскахъ; въ олтарь южные двери, на нихъ архидiаконъ Филиппъ, писанъ на краскахъ; по другую сторону царскихъ дверей — образъ Пресвятыя Богородицы; образъ удотворца Алексѣя писанъ на краскахъ; образъ чудотворца Николая, вѣнецъ и гривенка серебреные золочены басменые; образъ Живоначальныя [Троицы] писанъ на краскахъ; в деисусѣ: Спасителевъ образъ и апостолы и праз[д]ники, писаны на краскахъ; образъ Распятiе Христово на полотнѣ; херуговь на [д]цкѣ, на ней написано Воскресенiе Христово, на другой сторонѣ — Спасителевъ образъ, вѣнцы серебреные рѣзные, пелена тафтяная; три иконы шти листовые въ окладѣ басменомъ серебреномъ золоченомъ, вѣнцы рѣзные. Передъ деисусы паникадило мѣдное, подъ нимъ кисть шелковая; пять лампадъ мѣдныхъ, подъ ними кисти нитяные.
Книгъ: книга Апостолъ, книга Псалтирь малая, два Октоя, Минея общая съ празники, Треоть Цвѣтная, Евангелiе Толковое, Шестодневъ, Требникъ, Часословъ ветхой.
Въ алтарѣ на престолѣ: Евангелiе — Распятiе и евангелисты серебреные вызолочены; Крестъ благословящiй — Распятiе и окладъ серебреное золочено; другой Крестъ — мѣдной; Евангелiе писменое — Распятiе и евангелисты мѣдные.
Сосуды церковные оловянные, на сосудахъ — покровъ и воздухъ изорбавные; покровы камчатые; да на сосудахъ пелена крашенинная травчатая, средина кумачная.
Въ алтарѣ образъ Пресвятыя Богородицы въ окладѣ, вѣнцы и гривенки серебреные, золочены чеканные, на другой сторонѣ — образъ Николая чудотворца, вѣнецъ и гривенка серебреные вызолочены чеканные; образъ Пресвятыя Богородицы, вѣнецъ и гривенка серебреные золоченъ чеканной; въ алтарѣ деисусы въ кiотѣ, въ окладѣ, окладъ серебреной чеканной золоченъ.
Въ трапезѣ двои царскiе двери ветхи, писаны на краскахъ; образъ Николая чудотворца въ окладѣ, окладъ серебреной, золоченъ, чеканной
(РГАДА, ф. 1209, оп. 50, д. 190. Л. 14; публикация: Исторические материалы… С. 251–252).
Упоминаемые здесь «ветхие» царские врата (а также, видимо, и образ свт. Николая), установленные в трапезной части храма в качестве иконы, несомненно, происходили из первоначального храма 1630-х годов. Непосредственное участие в постройке нового Рождественского храма в 1694 г. принял архимандрит Чудова монастыря Арсений — именно по его прошению в храм был выдан антиминс. Вероятно, и новая утварь для храма была — по крайней мере, частично — предоставлена Чудовым монастырем.
К 1730-м гг. Козма Сафонов[ич], по всей видимости, скончался; на его место не позднее 1732 г. был назначен священник Василий Александров[ич] (Там же), родившийся ок. 1703 г. Его имя упоминается и в сохранившихся исповедных ведомостях 1739 г. (ЦГИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 15. Л. 219). Судя по отчеству, о. Василий не был прямым потомком Софрония.
К 1749 г. отца Василия сменил священник Иван Васильев[ич] — его имя указано в исповедной ведомости за этот год (ЦГИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 160. Л. 453 слл.) и несколько последующих. О. Иоанн родился в 1719 г. либо в самом начале 1720 г., так как на момент Великого поста 1749 г. (когда и была составлена исповедная ведомость) ему уже было 29 полных лет. Возможно, он был сыном предыдущего священника.
На фото: подпись священника Иоанна Васильевича из исповедной ведомости 1753 г.
При нем, в 1758 г., церковь вновь отстроили заново. Это было осуществлено на средства наместника Чудова монастыря архимандрита Иосифа, о чем упоминают все последующие клировые ведомости храма до 1889 г. включительно. Построенное в 1758 г. здание сохранилось до XX в. и было разобрано лишь при советской власти; существующее ныне каменное здание храма специально строили немного в стороне от прежнего храма.
На фото: храм Рождества Христова в Рождествене-на-Всходне, построенный в 1758 г., по состоянию на 1925 г.
Отец Иоанн прослужил в Рождествене до 1763 г., а уже в 1764 г. в Рождественской церкви служил священником Василий Степанов[ич], примерно 1729 г.р., занимавший это место до своей смерти в 1804 г. Имя отца Василия указано во многих сохранившихся от этого времени метрических книгах и исповедных ведомостях.
На фото: подписи священника Василия Стефанов[ич]а, дьячка Феофилакта Феоктистов[ич]а и пономаря Федора Васильев[ич]а из метрической книги 1775 г.
Назначение священника Василия пришлось на год, когда по всей России была осуществлена секуляризация монастырских земель, объявленная в манифесте Екатерины II от 26 февраля 1764 г. Секуляризация коснулась и чудовской — теперь уже бывшей — вотчины вокруг Рождествено. Для составления описи конкретно этой вотчины в Рождествено в прямом смысле слова молниеносно — в последние дни февраля 1764 г. — был направлен поручик Михаил Ивлиев, который, помимо собственно села Рождествена и достаточно цветущей деревни Путилково, упоминает следующие заброшенные деревни в составе землевладения: «Пустошь, что было сельцо Уварово на речке Борышихе, Федотово, Приездово, Липняк, Гарлаково на речке Бане, Климово на речке Бане, Микитино, Лаиково, Степанково, Митинино тож, Берняково на речке Бане, Минино, Козаково тож на Курове [о]враге»; называет он и имя священника: «Иоанн Васильевич» (РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 739 (ч. 2а), л. 234, 238 об.; публикация выписей: Вайнтруб Л. Р. Святыни православной Москвы. М., 1997. С. 291–292). Нетрудно заметить, что названия пустошей в целом совпадают с названиями существовавших здесь в XVI в. деревень.
Изъятие храма из собственности Чудова монастыря привело к ухудшению его материального состояния: так, в 1784 г. священник Василий Степанов доносил в Московскую духовную консисторию о необходимости срочного ремонта прохудившейся кровли (ЦГИАМ, ф. 454, оп. 4, д. 17. Л. 102); при монастырских властях подобные вопросы решались бы быстрее и эффективнее. Храм окончательно сделался рядовой приходской церковью для крестьян из окрестных деревень. Помимо Путилково и Рождествено, к таковым относились жители деревни Митино, которая начала понемногу возрождаться — хотя и на новом месте, — и сельца Гаврилково. Начиная со 2-й половины XVIII в. и до 1917 г. до нас дошли десятки метрических книг и исповедных ведомостей из церкви Рождества Христова в Рождествене-на-Сходне за разные годы; их копии будут постепенно размещены на сайте храма.
священник Михаил Желтов
Оставить комментарий