Как известно, храм Рождества Христова в Рождествено, который на протяжении нескольких веков был приходским храмом для крестьян деревень Митино и Путилково, основан монахами кремлевского Чудова монастыря.
В собрании рукописных книг Чудова монастыря имеется одна рукопись, по которой, как удалось установить, в середине XVII века совершалось богослужение в нашем храме.
Это Служебник и Требник, созданный в середине или 2-й половине XVI века, современный шифр рукописи: ГИМ, Чуд. 54. На полях листов 1–36 этой рукописи содержится запись середины XVII века:
Декабря 17 по приказу архимарита Кирила да келаря старца Иосифа Елизарова казначей старец Гурей дал сию книгу в подмосковную монастырскую вотчину в село Рожественое к церкви Рожеству Христову при священнике тоя церкви при Иване Лукине, а хто похочет сию книгу советом лукаваго врага от тое церкви зависти ради малоумием не разсудя нагло похитити — и того судит Бог и обличит нелицемерный Судия Христос Бог наш, и воздаст по делом его в день Страшнаго суда. Аминь.
(Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т. Н. Протасьева. М., 1980. С. 37).
По именам архимандрита Кирилла и келаря Иосифа Елизарова можно судить, что книга была вложена в Рождественскую церковь в середине 1640-х годов: ср., например, документы о тяжбе монастыря с Федором Матюшкиным, захватившим земли монастыря в Пехорском стану, состоявшейся в 1647 году.
Далее, хотя в Подмосковье существовали несколько населенных пунктов, носивших имя Рожествено/Рожественое, в 1640-е Чудову монастырю принадлежал только один из них — «Рожествено, Драчево тож», то есть именно современное митинское Рождествено.
Наконец, из переписной книги Московского уезда 1646 г. известно, что на тот момент в Рождествено имелась «церковь Рождество Христово, а у церкви во дворе поп Иван с племянником Мишкою Тимофеевым, дв[ор] монастырской» (Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии / Собр. В. Холмогоровым и диак. Г. Холмогоровым. М., 1886. Вып. 3: Загородская десятина. С. 249–250). Без сомнения, упомянутый здесь «поп Иван» и священник Иван Лукин (то есть сын Луки) из вкладной записи в Служебнике ГИМ, Чуд. 54 — одно и то же лицо. Сама же рукопись, следовательно, является старейшим известным на данный момент богослужебным предметом из храма Рождества Христова в Митино.
В храме она находилась недолго: будучи вложена в него в середине 1640-х годов, уже в 1650-е она должна была быть изъята из употребления в силу начавшейся богослужебной реформы. Действительно, книга не демонстрирует следов длительного использования. Очевидно, ее вернули в Чудов монастырь, о чем свидетельствует ее принадлежность к чудовскому собранию рукописей. Ныне рукопись, как и все это собрание, хранится в Государственном Историческом музее.
свящ. Михаил Желтов
Оставить комментарий