Сегодня за великопостным богослужением церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Притчей Соломона. Этот отрывок состоит из стихов с 16-го по 25-й 19-й главы.

 

Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

 

Я лично не проверял, но по информации из самых разных источников знаю, что если поставить перед собой задачу изучить различные методы воспитания детей, то это изучение может занять очень много времени. Пожалуй, всю жизнь можно посвятить исследованию педагогических приёмов и практик.

Но, конечно, изучению педагогики посвящают свою жизнь далеко не все, а с делом воспитания так или иначе сталкивается практически каждый. И рано или поздно встаёт вопрос метода. Можно поверить любой теории, которая покажется наиболее убедительной. При этом возникает лишь одна единственная загвоздка, вернее, один существенный вопрос: а каким образом та или иная педагогическая теория проявит себя через несколько поколений? Что будет, если придерживаться того или иного подхода к воспитанию на протяжении нескольких сотен лет? Не знаю, возможно на эти вопросы есть вразумительные ответы и только на мой профанный взгляд они кажутся непростыми. Но, все же, рискну продолжить свою мысль, которая довольна проста: надёжна и верна лишь та педагогическая теория, которая проверена временем, та, через которую прошло множество поколений людей. И в этом смысле самая проверенная педагогика это педагогика, которую предлагает нам Священное Писание. Она, как и любая другая разумная теория воспитания, не замыкается на том, кого воспитывают, она учит и того, кто занимается воспитанием.

К примеру, мы слышали, что Соломон говорит: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Последние слова этой фразы в русском переводе можно понять как призыв не останавливаться в наказании несмотря на то, что сын кричит и всячески выказывает своё несогласие. То есть как призыв к некоему упорству в наказании. Но церковные мыслители видели в этих словах совсем иное. Они прочитывали их как призыв никогда не наказывать со злобой, строгость не должна переходить в жестокость. Жестокость, по их мнению, не менее вредна, чем излишняя снисходительность и попустительство. С этим мнением, как кажется, невозможно не согласиться. Согласен с ним и апостол Павел, который призывал отцов не раздражать своих детей собственной злобой и жестокостью. Постараемся помнить эти уроки Священного Писания и не позволять себе наказывать кого-либо в том состоянии, которое далеко от душевного спокойствия и равновесия.

Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)