Сегодня Православная церковь предлагает нашему вниманию очередной отрывок из книги Притчей Соломоновых, который состоит из стихов с 2-го по 21-й 21-й главы.

 

Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.

Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.

Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

 

Не знаю про опыт других людей, но знаю про свой собственный опыт: Бог не всегда отвечает на молитвы. И пройти мимо этого факта довольно непросто, он может лишить человека способности молиться и, более того, он способен привести к утрате веры.

В самом деле, как совместить слова Христа Спасителя о том, что всякому просящему будет дано и то, что на твою молитву и на твою личную просьбу Бог никак не откликнулся? Как невнимание Бога к моей просьбе сочетать с Его близостью и внимаю к человеку, с Его милосердием, которые декларирует Священное Писание? Конечно, существует великое множество ответов на эти вопросы. Можно вспомнить Иова Многострадального и сказать, что Бог таким образом испытывает нашу веру и нашу верность, что в конечном итоге Он даст нам нечто большее и лучшее, такое, о чем мы не смели даже думать. Но вместе с этим ещё один ответ даёт нам сегодня премудрый Соломон, он говорит, что тот, «кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч. 21, 13).

Возможно, причина кажущейся глухоты Бога именно в этом. В том, что были случаи, когда мы отказывались слушать и слышать тех, кто обращался к нам за помощью, кто просил у нас если не милосердия, то хотя бы сочувствия и внимания. Конечно, проявлять внимание к каждому в условиях современных мегаполисов крайне непросто. На внимание необходимо, как минимум время, а именно оно у нас в самом большом дефиците.

Но как бы то ни было, сострадание и внимание к человеку это прямой путь к тому, чтобы Бог проявил внимание и сострадание к нам самим. Можно пережить какие-то житейские лишения, которых мы пытались избежать и находясь в которых взывали к Богу и не были услышаны, можно обойтись без Бога и в других временных нуждах. Но что делать, если Бог не станет нас слушать тогда, когда мы станем молиться Ему об отпущении наших грехов? Именно поэтому церковь наряду с молитвой призывает творить милость. В том числе и в память тех, кто уже завершил свой земной путь. Милость вопреки справедливости, вопреки усталости и спешке это самый надёжный путь к тому, что Бог проявил милость к нам самим.

Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)