Сегодня за великопостным богослужением церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Притчей Соломоновых, который содержит в себе стихи с 23-го 21-й по 4-й 22-й главы.

 

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

 

Среди книг Ветхого Завета особое место занимает книга Левит. В том смысле, что абсолютному большинству из нас совершенно нет необходимости ее читать. Конечно, многие делают попытки прочтении Библии от корки до корки, но книга Левит подобна выжженной пустыне, через которую надо пройти, чтобы достигнуть цели. Скучно, непонятно, довольно однообразно и совершенно неприменимо на практике.

В этой книге подробно описывается ветхозаветный закон о жертвоприношениях. Что, кого, как, когда, при каких условиях и по каким поводам. Жертвы, которые там описаны, упразднились после Крестных Страданий, Смерти и Воскресения Христовых. Потому что Христос Сам Себя принёс в жертву. После Его жертвы, все другие жертвоприношения потеряли свой смысл. Но вместе с тем, жертва в широком смысле, жертва как пожертвование, как отнятие чего-то ценного у себя и передача другому по любви к Богу и ближнему обрели ещё большое значение.

Можно довольно много говорить почему это именно так, но для христиан достаточно одного простого объяснения: так повелел поступать Сам Христос Спаситель, а те, кто Его любят, стремятся к исполнению Его заповедей. Сознательно или же в силу привычки и социальных норм, мы стараемся исполнять Его слова и стараемся помогать нуждающимся, стараемся жертвовать. Но сегодня мы слышим слова Соломона: «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее». И это страшные слова. Оказывается, что не всякая жертва принимается Богом. И не от всякой жертвы будет польза как тому, кто жертвует, так и тому, кто принимает это пожертвование. Слова премудрого Соломона указывают на то, что для принесения жертвы необходимо если не быть праведником, то хотя бы стремиться к праведности, не костенеть в своём грехе, всеми силами бороться с грехом и при этом не должно быть иной цели, кроме цели помощи ближнему по любви к Богу.

На практике это довольно непросто исполнить, особенно вторую часть: не приносить жертву с лукавством. Ведь мы прекрасно понимаем и чувствуем, что зачастую нами движет что угодно, но только не самозабвенная любовь. Нам часто кажется, что человек, которому мы помогаем должен быть достоин этой помощи. Если же он, по-нашему мнению, не таков, то мы продолжаем поиски достойного. И в этом заключена серьёзная ошибка: для принесения жертвы надо быть достойным
самому. Об этом, о достоинстве приносящего жертву, говорят священнические молитвы литургии. Священник просит сделать его самого достойным принесения Бескровной Жертвы. Если мы подобным образом будем молиться при принесении всякой другой жертвы, то, несомненно, Бог сделает нас достойными, примет нашу жертву и сумеет исторгнуть лукавство из наших сердец.

Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)