Сегодня Великий Четверг и за Божественной литургией святителя Василия Великого в православных храмах прочитывается составной, то есть состоящий из непоследовательных отрывков, фрагмент Евангелия. Давайте обратим свое внимание на второй из этих евангельских отрывков, стихи с 3-го по 17-й 13-й главы Евангелия от Иоанна.
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Апостол Пётр до самых последних дней оставался верен себе. Он был, как и всегда, импульсивен и горяч, и он мыслил в тех же самых категориях, в которых привыкли рассуждать и мы. И в его, и в нашем сознании мучительной занозой сидит уверенность, что существует некая иерархия допустимых видов деятельности. Что младшие должны служить старшим. Что если старший вдруг возьмётся делать «чёрную» работу, то тем самым он унизит себя и его перестанут уважать. Что сам по себе тот или иной вид деятельности может быть как почётным, так и позорным.
Мы видим вокруг себя бесчисленное число примеров такого отношения к труду и к иерархии. Более того, мы видим это и в самих себе. Особенно те из нас, кто был Богом поставлен на какую-нибудь административную должность, которая вместе с обязанностями и ответственностью принесла кабинет, водителя и секретаря. Конечно, мы можем ссылаться на апостола Петра и говорить, что мы подобны первоверховному Христову апостолу, в нас живут те же самые мысли, что и в нем. А если это так, то слова Господа Иисуса Христа о том, что если мы не изменим своей логики и своего отношения, то не будем иметь «части» с Ним, относятся и к нам.
«Не иметь части со Христом» означает ни что иное как отлучение от Христа. Это отлучение грозят всякому, кто мыслит в ветхозаветных категориях достойной и недостойной себя самого работы. Кто считает, что этим определяется достоинство человека. Одним словом, такое отношение необходимо всеми силами уничтожать в самих себе. И когда мы видим людей, которые метут наши дворы, моют полы наших подъездов, мы должны помнить, что за каждым из них стоит Христос, стоит Бог, Который не побоялся и не постыдился склонить Свои колени, взять воду и помыть ноги Своих учеников.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)