Различные документы XVI–XVII веков, затрагивающие вопросы межевания, принадлежности, демографии и экономического потенциала земель, принадлежавших кремлевскому Чудову монастырю и Троице-Сергиевой лавре, позволяют достаточно уверенно восстановить локальную историю микрорегиона, включающего современные районы Митино и Путилково. Многие из этих документов опубликованы, что существенно облегчает задачу исследователя (см. подготовленную мной подборку).

Процесс формирования кластера земель Чудова монастыря в указанном микрорегионе начался где-то на рубеже XV–XVI вв. и закончился к сер. XVII в., когда этот надел земли приобрел весьма крупные размеры. На карте из книги В. С. Кусова «Земли Московской губернии в XVIII веке» этот надел, №353, заметно выделяется своей площадью среди окружающих его землевладений.

СХЕМА 1 (карта из книги В. С. Кусова наложена на Яндекс-карты с использованием сервиса etomesto.ru;
соответствие границ старинной межи объектам на современной карте не является вполне точным)

К тому времени центром землевладения сделалось село Рождествено с его храмом Рождества Христова в Митине. Однако весь XVI век таковым считалось иное селение — Уваровское. Оно впервые упоминается в разъезжей 1507 г., в которой говорится о проведении межи между владениями Архангельского собора и Чудова монастыря. Ключевую роль в этом процессе сыграли местные крестьяне: «арханъильские» и «Чюдовъского монастыря» «старожыльци». Каким образом село Уваровское, название которого заставляет предположить его первоначальную принадлежность некоему Увару (возможно, Увару Симеоновичу, сыну знаменитого татарского мурзы Минчака, перешедшего на службу в Московское государство и ставшего родоначальником аристократических фамилий Давыдовых и Уваровых), стало собственностью Чудова монастыря — неизвестно. Важно отметить, что разъезжая ничего не упоминает о каком-либо великокняжеском владении вокруг Уваровского (если только само Уваровское не досталось монастырю непосредственно от великого князя), так что широко растиражированная в интернете (включая статью в Википедии) версия о происхождении топонима Митино от княжеского села Митин починок — ошибочна.

Также следует обратить внимание на то, что среди крестьян, принимавших участие в межевании, были некто Ондрон Петров и Клим Матвеев, и при этом две деревни в документе прямо названы их именами: Ондронова и Климова. Можно предположить, что домохозяйства других участников межевания — Мити Борисова, Мини Семенова и Якуша — также получили наименования «деревень» Митиной, Мининой и Якушевой, а в разъезжей они не упоминаются потому, что находились в глубине чудовской территории, то есть вдалеке от проведенной межи. Это предположение подтверждается тем, что и в более поздних документах фигурируют именно Митина, Минина, Климова деревни. Таким образом, топоним Митино восходит не к наименованию Митин починок (и, следовательно, не к имени Димитрия Донского), а к имени крестьянина Мити Борисова, обустроившего свое домохозяйство где-то неподалеку от сельца Уваровского.

Примерная линия межи, проведенной в 1507 г., обозначена на следующей схеме красным цветом.

СХЕМА 2 (использованы материалы сайта etomesto.ru)

На этой же схеме показаны предполагаемые местоположения села Уваровское (У) — в районе оврага, который до сих пор сохранил название Уварова, — а также деревни Митиной (М): в позднейших документах она локализуется в районе Курова оврага (позднее известен также как Каменный).

Следующий документ — купчая 1521 г., подтверждающая приобретение Чудовым монастырем деревень Гарлаково, Бирниково, Приездово и Липняг. Даже примерное местоположение этих деревень не установлено, однако в последующих документах они фигурируют в составе землевладения во главе с Уваровским, так что их приобретение стало первым шагом монастыря по расширению земельного надела в указанном районе. Можно предположить, что эти деревни находились к северу и северо-востоку от Уваровского — как раз там, где сейчас и располагается основная часть микрорайона Митино. На это указывают два обстоятельства: во-первых, юго-западная граница чудовских владений, проведенная в 1507 г., уже не менялась до XVIII века: ср. ее линию на Схеме 1 и Схеме 2. Во-вторых, название «Приездово» намекает на близость к дороге, а таковой в данной местности была Волоцкая дорога, позднее переименованная в Пятницкое шоссе. При этом современная трасса Пятницкого шоссе сдвинута к северо-востоку от исторической, обозначенной на Схеме 2 синим цветом. Видимо, на Волоцкой дороге и находилось Приездово.

В составленном в 1552 г. списке владений монастыря в данном микрорегионе, помимо Уваровского и уже известных нам Гарлаково (здесь под названием Лаиково), Бирниково (здесь Берниково) и Приездово, фигурируют деревни Климова, Митина и Минина. Как уже было сказано, названия трех последних деревень образованы от имен тех самых «старожыльцев», кто присутствовал при межевании 1507 г. Также в этом списке имеется Хохлово — деревня, поле возле которой около 1585 г. относилось к селу Ангелово и не входило в земли Чудова монастыря. Таким образом, граница чудовских владений подошла вплотную к наделу вокруг Ангелово, а значит, северо-западная граница владений монастыря, от современной реки Синички (в ту эпоху: р. Банька, или Малая Баня, для отличия от Большой Бани) и до современной трассы Пятницкого шоссе — см. Схему 1 — к середине XVI в. уже установилась.

В 1556 году царь Иван Грозный лично подтвердил права Чудова монастыря на весь земельный надел вокруг села Уваровское. Однако к концу своего царствования он же, как это видно из грамоты 1585 г. забрал весь этот надел себе, а монастырю дал взамен аналогичные по площади и экономическому значению земли, но уже не в Подмосковье, а в Костромском уезде. К моменту этого принудительного обмена надел монастыря дополнительно прирос селом Берново с деревнями Драчево (от личного имени Драч), Михня (вероятно, от имени Миха или Михей) и Высокое, а также сельцом Пенино с деревней Федотовой. Берново с деревнями было в 1563/64 г. передано Чудову монастырю Иваном Яковлевичем Мансуровым — видным деятелем той эпохи (с 1577 г. наместник Москвы, с 1585 г. — первый воевода Сибири); Пенино, в 1567/1568 г., — не менее выдающимся человеком, Иваном Елизарьевичем Цыплятевым, ближним думным дьяком царя и главой Посольского приказа.

Надежнее всего из приобретенных в 1560-е годы Чудовым монастырем деревень локализуется Драчево. Именно оно впоследствии было переименовано в Рождествено; на месте Драчево ныне находятся Рождественское кладбище (где ранее и располагалась деревянная церковь), каменный храм Рождества Христова в Митине и ряд домов вдоль храма и кладбища, по бывшей Церковной улице. Топоним Высокое указывает на то, что соответствующая деревня находилась на возвышении — вероятно, примерно на месте городка таунхаусов, выдававшихся многодетным семьям г. Москвы. Где-то поблизости должны были находиться и Михнево с Берновым. Относительно Бернова известно, что село стояло на реке Ржавенке: либо это нынешняя речка Журавка, либо современный Рождественский ручей. Пенино же, стоявшее на реке Всходне (т. е. Сходне), либо занимало поля между Журавкой и Гаврилково, либо землю к северу от Путилково.

Путилково (Путилово) в XVI веке к чудовским землям еще не относилось. В 1573/74 г. фиксируется принадлежность села Путилова Дмитрию Ивановичу Годунову, также одному из ключевых государственных деятелей своей эпохи, а уже в 1584/1586 г. оно оказывается в собственности самого царя. Царь Иван Грозный, как уже было отмечено, принудительно выменял у Чудова монастыря все приобретенные монастырем в этом микрорегионе владения на земли в Костромском уезде, а центром получившегося надела сделал село Путилово. Однако уже его сын, царь Федор Иванович, вскоре по восшествии на престол, возвращает все «назад по старине» и своей грамотой 1585 г. подтверждает права Чудова монастыря на Уваровское, вместе с приписанными к нему деревнями Рогово, Михалево, Федотово, Лаиково, Казаково, Приездово, Пенино, Высокое, Берново, Михино, но не на Путилово, которое осталось в собственности царя.

Нельзя не заметить, что большинство из перечисленных в царской грамоте 1585 г. селений обозначены не как деревни, а как «пустоши»: сказались последствия нескольких эпидемий чумы, опустошения Подмосковья и увода в плен десятков тысяч крестьян в 1571 г. крымским ханом Девлетом Гераем, тяжелого экономического положения в последние годы правления Ивана Грозного. На месте хорошо освоенных земель, населенных крестьянами, остались запущенные поля, которые было почти что некому обрабатывать. Ситуация только усугубилась с наступлением Смутного времени. Вотчина Чудова монастыря в районе современного Митино пострадала в этот период особенно сильно, так как находилась в непосредственной близости от лагеря т. н. Тушинского вора, чье польско-литовское войско разграбило все окрестности.

Во время переписи 1646 г. жизнь продолжала теплиться лишь в четырех селениях этой вотчины: Уварово (бывшее Уваровское), Рождествено (бывшее Драчево: к 1646 г., и даже ранее, к 1638 г., здесь уже была выстроена церковь и находился монастырский двор), Митина/Микитино на Курове овраге и починок — т. е. вновь устроенная деревня – Русинов на месте старой деревни Степанково. В 1652 г. к этому землевладению было присоединено Путилково, доставшееся монастырю от дочери Ивана Ивановича Болотникова — первого дьяка царя Михаила Федоровича Романова (вероятно, царь лично и пожаловал Ивана Ивановича этим селом: см. выше о принадлежности Путилково в нач. XVII в.), и надел Чудова монастыря в районе современных Митино и Путилково окончательно приобрел те границы, которые он будет иметь до 1764 г. (см. Схему 1), когда Манифестом Екатерины II церковные земли по всей стране были переведены в собственность казны, взамен за обязательство содержать все церкви и монастыри за государственный счет.

Возвращаясь к середине XVII в., необходимо отметить, что во время крупнейшей эпидемии чумы 1654–1655 гг. все перечисленные выше селения, кроме Рождествено и Путилково, вымерли. В переписи 1678 г. описывается их весьма плачевное состояние. Однако достаточно быстро Митино, по инициативе и при деятельном участии руководства Чудова монастыря (крайне заинтересованного в том, чтобы его пахотные земли было кому обрабатывать), было отстроено и заселено вновь — но уже не на Куровом овраге, а вдоль Волоцкой дороги (см. синюю линию на Схеме 2). Путилково, сохранившее часть народонаселения, осталось на прежнем месте. Центром же владения стало Рождествено, как по причине расположения посреди всех этих земель, так и по причине наличия в нем монастырского двора (куда монастырь завозил работников из других мест: см. их имена в переписи 1678 г.), а главное — церкви, которая стала приходской для крестьян Митино и Путилково.

свящ. Михаил Желтов