Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Притчей Соломона, который состоит из стихов с 1-го по 22-й 10-й главы.
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
В книге пророка Иеремии есть такие страшные слова: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9, 21). Из контекста речи пророка видно, что он имеет в виду современное ему общество и его слова — предупреждение о том, что вскоре произойдёт. Христианские писатели переосмыслили эти слова и отнесли их не только к конкретному времени и конкретному народу, но к каждому человеку. К примеру, по мысли прп. Никодима Святогорца, окна, о которых упоминает пророк Иеремия, это наши чувства. Вообще, христианская письменность довольно часто называет чувства окнами души. Через чувства, как и через окна, внутрь может пробраться вор, туда может уйти тепло, окна служат источником света, они могут загрязниться и свет, который идёт через них, потускнеет. Самым же широким окном, даже дверью, церковные писатели называют язык. Говоря так, они имеют в виду и тот отрывок книги Притчей, который мы только что услышали. Соломон сказал, что «при многословии не миновать греха» (Прит. 10, 19). Если вдуматься в эти слова, то легко увидеть их абсолютную правоту. Действительно, стоит начать говорить, как рассеивается внимание и уходит спокойствие. Чем больше мы говорим, тем сложнее бывает собрать свои мысли, тем сложнее вернуть состояние, которое святые называют внутренней теплотой. Вред, который может нанести душе человека многословие, святые сопоставляли с совокупным вредом от невнимательного отношения ко всем другим чувствам человека, вместе взятым. Постараемся помнить об этом и не держать дверь своей души, свой язык, открытой, ведь, пожалуй, все мы прекрасно понимаем от каких неприятностей нас может уберечь качественная и вовремя закрытая на надёжный замок входная дверь.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)
Оставить комментарий