Сегодня за великопостным богослужением Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из книги Притчей Соломоновых. Этот отрывок состоит из стихов с 12-го по 18-й 9-й главы.
[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Царь Соломон от лица Божественной Премудрости увещевает своих слушателей искать мудрости единственное из желания блага тем, кто его слышит или читает. Будет человек следовать этим урокам или не будет, Богу, как источнику мудрости, не будет ни пользы, ни вреда. Бог Сам по Себе, как существо абсолютное не нуждается в нашей мудрости. Это известная и понятная аксиома. И если Он заповедует нам быть мудрыми и добрыми, то заповедует не для Себя, а для нас самих, для нашего же блага. Если благодаря урокам Бога человек станет мудрым и вместе с этим благочестивым, то принесёт пользу себе и своим близким, всем тем, с кем он входит в общение. Если же, несмотря на все старания Бога, человек останется неразумным и вместе с тем злым, то плохо от этого будет только ему самому. В общем-то, эти мысли не новы. Ими пропитана вся так называемая литература премудрости. Мудрость и благочестие нужны нам самим. И наше зло способно навредить лишь нам самим. Конечно, с последней мыслью нелегко согласиться. Мы видим перед своими глазами зло торжествующее и не наказанное. Видим, что жизнь человека далёкого от праведности довольно часто выглядит привлекательнее, чем жизнь праведников. Особенно сильный диссонанс с окружающим нас миром возникает при словах о связи мудрости и пользы. Ведь мы привыкли понимать пользу в исключительно земной и материальной плоскости. У каждого в голове звучит некогда популярный вопрос: если ты такой умный, то почему бедный? Или, как вариант, такой несчастный. Здесь мы снова должны вспомнить о том, что Священное Писание не рассматривает человеческую жизнь как ограниченную временем его телесной кончины. С точки зрения Церкви, жизнь, однажды начавшись, не может прекратиться. Если для человека Ветхого Завета эта мысль не была очевидной, то в Новом Завете, в Благой Вести Господа нашего Иисуса Христа она выражена во всей полноте. Ветхий Завет пестрит примерами страданий мудрых праведников, которые в конечном итоге были вознаграждены. Самый яркий из этих примеров — пример Иова Многострадального. Новый Завет не делает такого акцента, напротив, Христос Спаситель призывает не ждать награды в земной жизни. И не обещает истребления зла до Своего Второго Пришествия. Конечно, ожидание воздаяния и ожидание награды за мудрую праведность для человека Нового Завета требует веры, без которой невозможно угодить Богу и которая самый, после самой жизни, ценный Божий дар человеку.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)