Сегодня Православная Церковь предлагает нашему вниманию очередной отрывок из книги Притчей Соломоновых, который состоит из стихов с 32-го 8-й главы по 11-й 9-й главы.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Когда мы слышим или читаем слова царя Соломона о том, что не стоит обращаться к кощуннику со словами нравоучения, мы, как и автор этих слов, смотрим на ситуацию глазами того, кто знает истину, достиг мудрости и пытается донести её до своего слушателя. Это довольно комфортная позиция. Есть мудрейший царь Соломон, есть я и мы с ним учим других. Другие иногда сопротивляются, но тем хуже для них, своим неприятием наших слов и своим возмущением они подписывают себе приговор и признаются в отсутствии мудрости. Но что будет, если встать на другую сторону и посмотреть на самих себя не как на тех, кто обличает и учит, а как на того, к кому обращены эти слова? Всегда ли мы слышим и воспринимаем слова обличения и, если посмотреть на этот отрывок чуть шире, всегда ли мы готовы быть учениками? В этой связи вспоминается одна история, которая произошла со мной лично. Было время, когда я, по ряду причин, пристрастился уходить со всенощного бдения не дожидаясь его окончания. Надо сказать, что тогда я был уже священником, хотя ещё и учился в семинарии. И вот однажды я по своему обыкновению вышел из алтаря незадолго до окончания службы и пошёл к выходу из храма. Ближе к притвору я заметил девочку, совсем маленькую девочку, наверное, ей было года три или четыре, она стояла на некотором расстоянии от тех, кто её привёл. Увидев меня, она пошла мне навстречу. Я полагал, что это благочестивое дитя имеет намерение взять благословение. И я приготовился дать его ей. Но когда мы с ней встретились, я заметил, что она что-то говорит, что-то такое, что отличается от обычной детской просьбы благословить. Само собой, я наклонился к ней, переспросил и начал прислушиваться. Девочка произнесла лишь одну короткую фразу: «Служба ещё идёт» и показала на чтеца, который читал положенные богослужебным уставом псалмы. Она не стала просить благословения, сказала эту фразу и убежала к тому месту, на котором стояла до того, как увидела меня. Признаюсь, я сделал попытку отмахнуться от её слов. Ну мало ли, что лепечет ребёнок. Может, мне послышалось, может, она имела в виду нечто иное. Может, она вообще никак не сопоставляла идущего к выходу из храма священника и ещё не окончившееся всенощное бдение. Кроме того, у меня была уважительная причина поступать именно так! Да и вообще, я священник и все знаю, а она кто?! Признаюсь, что эта внутренняя борьба была довольно долгой. Но в конечном итоге младенец победил меня. Слова девочки прозвучали как голос Самого Бога. Нельзя сказать, чтобы этот пример научил меня быть готовым учиться у всех и всегда. Но и эта девочка, и сегодняшние слова царя Соломона — ещё один повод вспомнить о том, что мудрость зачастую можно встретить там, где меньше всего её ожидаешь и тогда, когда совсем к ней не готов. Мудрость стоит, по слову книги Притчей, на перекрёстках дорог и зовёт к себе. Постараемся же не пройти мимо неё.
Настоятель храма Рождества Христова в Митине
иеромонах Феоктист (Игумнов)