В то время как значительная часть земель, на которых стоит современное Митино, и все земли современного Путилково, в XVII веке принадлежали Чудову монастырю, оставшаяся часть земель современного Митино находилась во владении Троице-Сергиевой лавры, которой постепенно отошла почти вся древняя вотчина бояр Квашниных. Духовным центром вотчины была обитель Спаса-на-Всходне, фамильный монастырь Квашниных-Тушиных, возникший еще в XIV веке, а в 1569/1570 году переданный Троице-Сергиевой лавре Стефанидой Тушиной в связи с пострижением в монахини, вместе с селом Тушиным и четырьмя мельницами (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987 / Издание подготовили Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. С. 122).

В писцовой книге 1594 года о монастыре сообщается следующее:

Троицы Сергiева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходнѣ; а на монастырѣ церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена жъ святаго мученика Ондрѣя Стратилата, ставятъ ново, не додѣлана; а въ церквѣ Преображенье Спасово образы, и свѣчи, и книги, и колокола и всякое церковное строенiе старого вотчинника Андакана Тушина съ братьею; да въ монастырѣ жъ келья игумена Ивакха, да 3 кельи, а въ них живутъ 6 старцовъ черноризцовъ.

(Писцовыя книги XVI вѣка / Изд. Н. В. Калачова. Отд. I: Мѣстности губернiй Московской, Владимiрской и Костромской. СПб., 1872. С. 54).

Необычное имя игумена — Ивакх, — несомненно, является следствием неверного прочтения имен мучеников Сергия и Вакха: союз «и» был интерпретирован как первая буква имени ([Арсенiй, iером.] Описание славянскихъ рукописей библiwтеки Свято-Троицкой Сергеевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 27).

Среди рукописей собрания Троице-Сергиевой лавры, во владение которой перешел монастырь Спаса-на-Всходне, сохранился церковный устав, переплетенный в 7100 (то есть 1591/1592) году «при iгумене при Iвакхе», а в 1626/1627 повторно переплетенный уже по распоряжению лаврского игумена Дионисия — прп. Дионисия Радонежского. Это рукопись основного собрания лавры, № 244 (Там же. С. 26–27).

Запись с упоминанием имени игумена Ивакха:

Совпадение необычной формы имени, дат и принадлежности рукописи не оставляет сомнений в том, что в 1590-е годы она находилась в монастыре Спаса-на-Всходне, а значит, богослужение в нем правилось по указаниям данного устава. А спустя два-три десятилетия рукопись была перемещена в Троице-Сергиеву лавру: либо в 1608 г., при спасении святынь и ценностей монастыря на Всходне от разграбления войсками Лжедмитрия II, либо позднее, по распоряжению прп. Дионисия Радонежского, из-за ценности содержания устава — он отличался большой полнотой в изложении особенностей празднования русских памятей (см.: Мансветовъ И. Церковный устав (Типикъ), его образованiе и судьба въ греческой и русской Церкви. М., 1885. С. 286).

Краткую характеристику особенностям этого устава дал И. Д. Мансветов (Там же; также см. с. 311, где автор указывает неточный шифр рукописи и ошибочно приписывает игумену Ивакху ее авторство). С полной копией устава можно познакомиться по ссылке.

свящ. Михаил Желтов